Понятие слова сабля происходит от венгерского szabni( резать), согласно классической характеристике, это рубящее или рубяще-колющее длинноклинковое холодное оружие, у которого изогнутый клинок, с одним заточенным по выпуклой стороне лезвием. В Европу сабля пришла преимущественно с Востока (Турции, Персии и арабских стран), где появилась в VI-VII вв.еках. Хотя некоторые исследователи утверждают, что «это оружие восточноевропейских кочевников» и «первый, кто выносит изогнутую саблю на Запад - это племена гуннов и племена угров, венгров, которые вторглись в южную часть Центральной Европы, создавая там свои государства».
Как правило, в Московском царстве в начале XVII века сабли повторяли форму либо восточных, либо европейских аналогов, например сабля князя Пожарского, которая хранится в фондах Исторического музея с 1923 года и попавшая туда из Соловецкого монастыря, предположительно дело рук мастеров из Турции. Действительно, ножны и рукоять украшены яшмой, что характерно для турецких кузнецов и помимо серебра, яшмы и бирюзы оружие украшено маленькими рубинами. И хотя это оружие, скорее всего не предназначалось для боя и, наверное, должно было торжественно висеть на поясе во время какого-нибудь приема, оно вполне соответствовало турецким боевым саблям начала XVII века.
Они являлись схожими по форме и размерам, возможно, с чуть более изогнутым клинком, мощным выступающим обухом для прочности и с большей по размерам елманью - неким расширением у острия, задача которого усилить рубящий удар. Оригинальное название подобной сабли - клыч или кылыч, впрочем, оно применялось, по сути, ко всему длинноклинковому оружию Турции. Так, например, у подаренной Шуйскому сабли, как и клыча, была длина 106 см. Клинок, сделанный из стали без долов составляет 84,7 см (при этом ножны - 90 см), а ширина у основания сабли - 4,9 см, у елмани (перед расширением) - 4,1 см. Кстати, елмань служила не только утяжелителем при рубящем ударе. Обычно острие затачивали с двух сторон, что позволяло подрезать уязвимые части тела противника, возвращая клинок после удара. Воин держал оружие обухом по направлению к врагу и при возврате клинка делал режущее движение на себя и тем самым ранил оппонента.
Кроме того, следует отметить, что загнутая головка рукояти также типична для формы турецкого оружия, ведь при помощи этого загиба создавался необходимый кисти упор для хорошего рубящего удара. Персидские сабли, к слову, имели схожую по форме рукоять, правда, их клинок был длиннее и более изогнут, а, самое главное отличие заключалось в отсутствии того самого утолщения к острию и называлась такая сабля - шемшир или шамшир. Как ни странно, она была немного тяжелее, чем турецкая: несмотря на то, что изгиб персидского клинка более плавный, сам клинок тоньше, и шамшир был длиннее, чем клыч. Исследователи отмечают его превосходные свойства, сочетающие в себе возможность рубить и колоть. Рукоять сабли тонкая, однако упора как такового нет, поскольку навершие находится почти под прямым углом. Более того, набалдашник на ней отсутствует, поэтому держать шамшир в руке немного труднее.
Существует легенда, что вместе с саблей, подаренной князю Пожарскому, в Соловецком монастыре были обнаружены боевые клинки (на них присутствуют следы участия в бою - зазубрины) предводителей Второго народного ополчения. Интересно то, что сами клинки были восточными за исключением рукоятей: считается, что они были изготовлены русскими мастерами. На сабле Козьмы Минина было оставлено клеймо: «Сделал мастер Ахмет из Каира», а на клинке князя Пожарского оставлены инициалы персидского мастера Нури.
Данный вид оружия в это смутное время могли себе позволить только очень обеспеченные люди, хотя по мнению заведующего отделом оружия и конского убранства Оружейной палаты Московского Кремля Игоря Комарова, лидеры ополчения «хоть и были людьми не очень состоятельными, но как военачальники должны были иметь оружие первого класса».