Задавать вопрос "Любите ли Вы Брамса" начитанному человеку как-то даже неприлично. Даже если он не читал роман Франсуазы Саган, то смотрел фильм с Ингрид Бергман и Ивом Монтаном.
А если, вдруг, не читал книгу, не смотрел фильма, не знает об отношениях Иоганнеса Брамса с Кларой Шуман-Вик, то точно слышал песню про раскудрявый клен зеленый, лист резной, с аллюзиями на пятый венгерский танец Брамса.
В общем, без Брамса нам никак.
И это первая причина, по которой надо идти на единственный концерт Notos Quartett в Москве. Они везут нам Piano Quartet in g minor op. 25 Брамса. Тот самый, в котором фортепианную партию на премьере исполняла Клара Шуман. Какая там первая тема...Ох...
Во-вторых, нас ждет еще и Шуман: Piano Quarret in E flat major op. 47. Тот самый квартет, который Шуман посвятил знаменитому русскому виолончелисту, графу Матвею Виельгорскому.
Кстати, Шуман был в Москве и ему там очень понравилось.
По воспоминаниям друзей, Роберт ходил в Кремль, "как на службу", целыми днями бродил там "среди великолепный церквей, колоколен, старых и новых зданий из камня и дерева" или просто сидел на высоком берегу Москва-реки и любовался открывающимся видом.
Он даже написал стихи.
"Чудо-град Москва!
В этом граде - сотни храмов
Ввысь стремятся!
Сотни колокольных звонов
Парят повсюду.
В них звучит "Христос Воскресе!"
Тысячи смиренно вторят: "Да, воистину воскресе!"
Вторят братским поцелуем,
И встает пасхальным утром
Солнце над святой Москвой!"
(пер. Михаила Сапонова)
И, наконец, третья причина. Это Моцарт. Piano Quartet in E flat major KV 493. Надо сказать, что сложность фортепианных квартетов Моцарта обескуражила критиков. В 1788 году журнал Journal des Luxus und der Moden: «Иное произведение утверждает себя и при посредственном исполнении; сие же моцартовское творение, ежели оно попадет в посредственные дилетантские руки и будет исполнено небрежно, действительно вряд ли можно будет выслушать. В прошлую зиму так случалось несчетное число раз… Какая-то барышня или самоуверенная девица из мещанок, или какой-нибудь выскочка-дилетант ретиво принимались в шумном обществе за сей Quadro, претендуя на то, чтобы он понравился. Я вряд ли смогу описать вам, с каким упрямством почти повсюду старались добиться этого».
Моцартовские квартеты требуют к себе уважения и мастерства самого высокого уровня, который мы и увидим..
Что говорят критики о "Нотос квартете"?
Одна называют "выдающимся явлением нашего времени", другие традиционно, как бывает всегда, когда приходят молодые, сообщают, что они слишком молодые и не Х, не Y и не Z. Ну так и искусство не шоу "Точь в точь".
Кстати, ребята не только молодые, но и смелые. Этой весной они отказались принять престижную премию "Эхо" в категории "классика" в знак протеста против награждения репперов Коллега и Фарида Банг, поскольку считают их тексты антисемитскими и женоненавистническими. Премию после этого упразднили.
А еще их критикуют за...излишнюю техничность.
В общем, надо бежать.
P.S. Годами когда-нибудь в зале концертной
Мне Брамса сыграют, - тоской изойду.
Я вздрогну, и вспомню союз шестисердый,
Прогулки, купанье и клумбу в саду.
Художницы робкой, как сон, крутолобость,
С беззлобной улыбкой, улыбкой взахлеб,
Улыбкой, огромной и светлой, как глобус,
Художницы облик, улыбку и лоб.
Мне Брамса сыграют, - я вздрогну, я сдамся,
Я вспомню покупку припасов и круп,
Ступеньки террасы и комнат убранство,
И брата, и сына, и клумбу, и дуб.
Художница пачкала красками траву,
Роняла палитру, совала в халат
Набор рисовальный и пачки отравы,
Что "Басмой" зовутся и астму сулят.
Мне Брамса сыграют, - я сдамся, я вспомню
Упрямую заросль, и кровлю, и вход,
Балкон полутемный и комнат питомник,
Улыбку, и облик, и брови, и рот.
И сразу же буду слезами увлажен
И вымокну раньше, чем выплачусь я.
Горючая давность ударит из скважин,
Околицы, лица, друзья и семья.
И станут кружком на лужке интермеццо,
Руками, как дерево, песнь охватив,
Как тени, вертеться четыре семейства
Под чистый, как детство, немецкий мотив.
( Борис Пастернак)