Текст: Лиана Кварчелия
Не так давно группа молодых людей попросила меня и Арду Инал-Ипа провести для них семинар по медиа-грамотности. Медиа-грамотность развивает в человеке критическое мышление, помогает ему или ей не быть объектом манипулирования. Попадись мне раньше на глаза текст анонима Кодори, широко известного в узких абхазских кругах, я бы обязательно использовала его на семинаре. Опусы данного анонима являются хоть и примитивной, но все-таки иллюстрацией манипулятивных приемов. Поделюсь с читателями своим восприятием очередного анонимного текста Кодори.
1. Кодори использует броский заголовок «Абхазские НПО шпионят в пользу Запада». Это оценочное ложное утверждение, которое рассчитано на то, чтобы читатель воспринял его как нечто доказанное, само собой разумеющееся. Неосведомленный читатель должен подумать, что Кодори опирается на широко известную и покрепленную фактами информацию.
2. «Черным по белому прописаны суммы в валюте, предназначенные для НПО» – этот факт преподносится как нечто недозволенное, что должно разоблачить НПО. На самом деле, данный факт как раз говорит о том, что НПО, в отличие от некоторых деятелей, не получают денег в конвертах и, тем более, в чемоданчиках. Процесс получения гранта прозрачен. Международные организации взаимодействуют так с местными организациями по всему миру – местные организации пишут проекты с подробным бюджетом, потом подписываются контракты, НПО отчитываются за каждую потраченную копейку, кстати, не только перед донором, но и перед своими родными налоговыми службами. Это хороший пример прозрачности и отчетности, который стоит внедрять в стране. Кодори, который, по всей вероятности, получает вознаграждение в конвертах, по недомыслию или исходя из профессионального кодекса «бойца невидимого фронта», на самом деле пытается преподнести прозрачность как преступление.
3. «Цель проекта АЖА – влияние на предотвращение конфликтов», бдительно сообщает Кодори. А что в этом плохого? Кодори хочет еще одной войны? Кодори идет дальше. Совершенно безосновательно, не приводя никаких доказательств, он намекает на вражеские интересы, восклицая: «Только в чьих интересах??» Своим вопросом аноним подталкивает читателя к мысли о том, что усилия женщин из НПО по предотвращению новой войны по определению не могут быть в интересах Абхазии. Для пущей убедительности ставит два вопросительных знака.
4. Кодори возмущен тем, что Фонд «Kvinna till kvinna» имеет право просматривать проектную и финансовую информацию и хранить ее в течение 10 лет после проведения аудита. Но, позвольте, это еще одно подтверждение финансовой дисциплины международных организаций! Здесь речь идет, вовсе не о «контроле над нашими НПО-шницами», как пытается представить ситуацию Кодори, а именно о финансовой дисциплине. Согласитесь, любая информация в быстро меняющемся мире устаревает на глазах. Зачем международникам 10 лет хранить отчеты абхазских НПО? Чтобы использовать их через 10 лет против Абхазии? Полная чушь! 10 лет хранятся, потому что международные организации несут ответственность за деньги своих налогоплательщиков, и сами отчитываются перед своими финансовыми органами.
5. По поводу ситуации с памятником в Килмарноке Кодори слышал звон, да не знает, где он. Он утверждает, что по этому поводу «от наших НПО-шниц ни слова не прозвучало». Это ложь. НПО по этому поводу в свое время сделали заявление, с ним можно ознакомиться на сайте Апсныпресс: http://www.apsnypress.info/news/obshchestvennye-organizatsii-abkhazii-vlasti-gruzii-sdelali-eshche-odin-shag-dlya-unichtozheniya-pam/. МИД Абхазии и Администрация президента прекрасно знают, какую принципиальную роль в возвращении памятника сыграли НПО. Многие дипломатические усилия НПО не афишируются по понятным причинам, но это не значит, что власти о них не знают. И когда речь идет о дипломатии, далеко не все должно быть доступно г-ну Кодори и иже с ним.
6. Далее Кодори пишет, что по программе UN Women Ассоциация женщин Абхазии получила грант, и на документах стоят грузинские фамилии. При этом Кодори, видимо не подумав, правильно обозначил офис – офис региональных программ на Южном Кавказе. НПО Абхазии долго боролись за то, чтобы такие важные организации, как агентства ООН, работали у нас в региональном формате, а не как офисы в Грузии. И в ряде случаев НПО своего добились. Не столь важно, что в этом офисе работают грузины, сколь важно, что это не грузинский, а региональный офис на Южном Кавказе. Т.е. это важно для Абхазии, но не для Кодори.
7. Под видом усиления влияния женщин продвигаются интересы Грузии и Запада в Абхазии, утверждает Кодори. А из чего, собственно, это следует? Голословное утверждение, призванное ввести в заблуждение читателя. Гораздо больше оснований утверждать, что Кодори со своими сванскими башнями на аватарке – грузинский агент, который не хочет, чтобы у Абхазии были прямые контакты с международным сообществом.
8. Кодори «разоблачил»-таки британцев! По их мнению Абхазия провозгласила независимость только в 1999 г., возмущается Кодори. Упс! Опять впросак попал. Кодори не знает, когда в Абхазии был принят Акт о независимости.
9. Кодори возмущен также тем, что в докладе «Ресурсов Примирения» говорится, что из-за конфликта молодые люди оказываются в изоляции. С чем тут спорит Кодори, ломясь в открытую дверь? Он выливает свое возмущение по поводу изоляции на данную международную организацию. Но ведь и «Ресурсы Примирения» говорят об изоляции в отрицательном ключе!
10. Садись, Кодори, «двойка»!