Найти тему

Школа журналистики: как написать хорошую заметку

Всем привет! В первом выпуске «Школы журналистики» мы начнём говорить о жанре, без которого не может существовать ни один сайт, который претендует на гордое звание средства массовой информации. Устраивайтесь поудобнее. Тема нашей сегодняшней беседы — классическая новостная заметка.

Начинающие авторы (а иногда и редакторы) относятся к новостям пренебрежительно. Дескать, что с них взять. Пишутся быстро, по содержанию короткие (4-6 абзацев — потолок) и не требуют особых талантов в публицистике. Поставленный слог, владение техниками письма, литературные приёмы — всё это история не про заметку. Между тем само по себе информационное сообщение — это одна из основ журналистики в целом.

Так уж исторически сложилось, что люди издревле делились информацией. Когда пещерный человек выбивал камнем на скале сцену охоты на мамонта, он не просто бахвалился перед своими соплеменниками — он рассказывал о событии, которое произошло, просто наш предок был стеснен в средствах выражения. Письменности-то нет.

Глашатаи на улицах средневековой Европы сообщали королевские указы (чем не предтеча пресс-релизов мэрии), пересказывали приметы опасных преступников (криминальная хроника), сообщали, где, когда и во сколько в город придёт караван заморских купцов (экономическая хроника).

Идея краткого информационного сообщения, простого и понятного среднестатистическому обывателю, тянется сквозь века. И жить она будет (смею предположить), пока человечество в полном составе не сгинет в вечности. Вот тогда и встанут печатные станки — веб-сервера из строя выйдут (электричества-то нэМа). Ну а пока, как бы того не хотелось некоторым редакторам, заметка — это один из ведущих жанров профессиональной прессы. Очень хитрый, несмотря на всю свою простоту.

-2

Не стоит пугаться. Понять, где здесь собака зарыта, сможет совершенно любой человек — достаточно лишь включить голову и запомнить простые правила. Но прежде чем мы приступим к составлению схемы, позвольте рассказать в двух словах о том, как вообще устроена жанровая система в журналистике.

Перво-наперво — само определение слова «жанр». Говоря простым языком, жанр — это набор приёмов и клише, который позволяет отличить один текст от другого. Некая маркировка, понятная специалистам внутри отрасли. Для читателя ведь всё едино: есть заметка и статья (для продвинутых — ещё интервью и репортаж).

Если мы откроем интернет-сайт или печатный журнал, то увидим, что часть материалов представляют собой интервью, есть рецензии, хватает и информационных фичеров (корреспонденций). Для наглядности ВСЕ жанры делят на три большие группы (по целям):

1) Информационные — задача этой группы сообщить читателю о событии;

2) Аналитические — раскрыть суть события, проанализировать и сделать какие-то выводы;

3) Художественно-публицистические — по сути, задача этой группы состоит в том, чтобы развлечь или (что бывает нередко) заставить читателя задуматься. Из всех групп именно ХПЖ ближе всего находится к литературе, к направлению под названием нон-фикшн.

Несложно догадаться, что заметка находится в первой, информационной группе жанров. Её задача в ёмкой форме рассказать человеку о том, что произошло. А как это проще всего сделать? Придумать единую форму подачи информации, конечно же! И эта форма была придумана. И называется она «перевернутая пирамида».

Суть фокуса проста — сообщать в начале текста ключевую информацию о событии, и лишь потом дополнять её деталями, фактами и комментариями участников/экспертов. Движение информации по тексту в этом случае происходит по принципу «от наиболее важного к наименее».

Путём нехитрых умозаключений, получаем следующую схему, придерживаясь которой любой человек сможет написать заметку для своего сайта или блога.

-3

Итак, новость состоит из:

1) Заголовок/подзаголовок — не более 5-7 слов, в идеале никаких знаков препинания. Глагол (действие) — обязательное условие.

2) Лидер-абзац. Состоит из двух-трех простых предложений и раскрывает основную суть события.

3) Тезис (основная часть) — дополняет лидер-абзац деталями.

4) Аргумент — он же комментарий очевидца или эксперт(а/ов).

5) Бэкграунд — рассказывает о том, что предшествовало событию, либо дает ссылку на похожие новости.

Иногда (опционально) в этой схеме появляется и шестой пункт — так называемое «обобщение». В качестве примера представьте себе, что вам дано задание написать про инсайдерский слив важных данных о новом смартфоне. По слухам, его должны показать на выставке электроники, которая пройдёт в марте этого года в Лос-Анджелесе. Вы работает над бэкграундом, и вот в тексте появляется примерно следующий абзац:

«Это уже не первый слив данных о новом телефоне от компании Apple. Ранее инсайдер под ником Тамагочи сообщил, что флагман будет поддерживать сети нового поколения 5G. Анонс аппарата ожидается на выставке такой-то».

Не замечаете, что здесь чего-то не хватает? Правильно. Раз есть информация о выставке, то хорошо бы сообщить о том, когда и где она пройдет. Вот тут-то в ход и вступает обобщающая часть.

Обычно (но не всегда) её отбивают отдельным абзацем. Получается примерно следующее:

«Напомним, выставка электроники НАЗВАНИЕ пройдёт в период с 15 по 23 марта в Лос-Анджелесе. Наш сайт будет вести прямую трансляцию с места событий».

Вот теперь новость выглядит максимально завершённой. Однако давайте перейдем от теории к практике. И для примера возьмем выдуманную историю о похождения маньяка где-нибудь в Москве.

-4

Вводная истории выглядит так. Во второй половине дня в редакцию от читателя поступает сообщение, что недалеко от его дома было обнаружено обезглавленное тело молодой девушки. Полиция обступила местность и не даёт проходу даже местным жителям.

Момент сбора и подтверждения информации (так называемый фактчекинг) в этом уроке мы упустим. Важно в этой истории следующее — на окраине города было найдено тело обезглавленной девушки. Перед тем, как её убить, мужчина жесткой надругался над ней — изнасиловал. И (главное) — это уже не первый подобный труп: ранее в разных уголках города уже находили обезображенные тела девиц.

Пишем текст.

Заголовок: Неизвестный мужчина обезглавил девушку на окраине Москвы

Лидер-абзац: На окраине Москвы было найдено обезглавленное тело молодой девушки. По слухам, это дело рук маньяка, который несколько месяцев подряд держит в страхе жителей столицы.

Тезис: Труп был обнаружен местными жителями ранним утром, сообщили корреспонденту «Новых новостей» в пресс-службе МВД по Московской области.

Аргумент/комментарий: «Мужчина вышел погулять с собакой и выбросить мусор. В контейнере он нашёл обезглавленное тело. Вызвал полицию», — поясняют сотрудники ведомства.

Представители правоохранительных органов не спешат связывать происшествие с деятельностью маньяка, который несколько месяцев подряд держит в страхе жительниц столицы.

«Делать выводы ещё рано», — настаивает пресс-служба полиции. «Проводятся следственные действия. Позже будет ясно, относится ли этот эпизод к серии убийств, о которой вы спрашиваете. Предварительно могу сказать, что определенное сходство прослеживается, но, повторюсь, выводы делать рано».

Бэкграунд: Напомним, в начале декабря на окраине столицы было найдено обезглавленное тело 30-летней Анастасии М. Экспертиза показала, что неизвестный надругался над женщиной, задушил и отрезал голову. Спустя месяц в микрорайоне <НАЗВАНИЕ_МИКРОРАЙОНА> обнаружили останки студентки Валерии К. Девушка пропала по дороге с учёбы. После нескольких дней тщетных поисков волонтёры поискового отряда нашли Валерию в подвале одного из многоэтажных домов. Девушка была изнасилована и обезглавлена.

По неофициальным данным, на совести маньяка по меньшей мере пять жертв. Полицейские не хотят комментировать эту информацию, ссылаясь на тайну следствия.

-5

Выше вы могли прочесть пример классического информационного сообщения о происшествии. Его структура в полной мере отражает основополагающий принцип «перевёрнутой пирамиды»: движение от важного к наименее важному.

Заголовок — прямой, информационный, содержит действие.

Лидер-абзац — сообщает о сути происшествия.

Тезис — раскрывает обстоятельства, при которых тело было обнаружено.

Аргумент/комментарий — дополняет тезис.

Бэкграунд — рассказывает о прошлых жертвах маньяка.

Разумеется, кто-то может возразить. Сказать, что предыдущие жертвы маньяка — это также важно, как и тело обезглавленной девушки в мусорном контейнере. Всё это верно с общечеловеческой точки зрения, но в контексте заметки о происшествии это — справочная информация, и она должна находится в хвосте текста.

Не пугайтесь. Схема выше лишь на первый взгляд может показаться сложной для понимания. В среде профессиональных журналистов существует упражнение, которое поможет раз и навсегда усвоить принцип «перевернутой пирамиды».

Суть упражнения состоит в следующем. Вспомните одно из известных литературных произведений и попытайтесь перенести его на бумагу в виде заметки.

Если текст не изобилует дополнительными сюжетными линиями, то темой заметки почти наверняка станет финал произведения. Например, в заметке об «Одиссеи капитана Блада» будет говорится о том, что беглый каторжник и известный пират занял пост губернатора.

История про Колобка расскажет криминальную историю про убийство хлебобулочного изделия. Сказка о «Красной шапочке» — о чудесном спасении из лап маньяка. И так далее.

-6

Проделав это упражнение несколько раз, вы почти наверняка освоите базовые принципы написание простого информационного сообщения о свершившемся событии (классическое определение новости в журналистике). Однако раздел «Новости» на информационном сайте таит в себе ещё много интересного. Но об этом — в следующем уроке «Школы журналистики».