Наш выбор разумен всегда, только иногда внешние обстоятельства не совпадают с внутренней оценкой.
Вспоминаются три ситуации:
1. В декабре 2012 года многие ждали конца света, в связи с окончанием у древних Майя календаря. В местных криминальных новостях сообщили о группе молодых людей, которые украли ящик тушенки из грузовика. Когда их спросили, почему они это сделали, они ответили «так, конец света наступает».
2. Когда-то в здание администрации нашего города можно было пройти свободно. Этим воспользовался один гражданин города. Он прошел в чей-то кабинет и взял со стола настольные часы. Его задержали и спросили, для чего он это сделал, ответом было «в стране кризис».
3. Известная актриса, узнав по итогам диагностики, что у нее высок риск рака груди, приняла решение об удалении молочных желез.
Предположу, что любой выбор является разумным, если соответствует окружающему миру и целям человека.
Если настает конец света, то вполне разумно нарушать закон, ведь расплачиваться в любом случае уже не будет надо (если нет сдерживающих моральных убеждений, конечно или соответствующих религиозных представлений о постмортальной расплате и/или вознаграждении), горизонт планирования жестко ограничен.
Если «в стране кризис», вполне разумно совершать бессмысленные и бесцельные поступки, ведь, если горизонт планирования размыт, определенности нет и не предвидится, то нужно «сделать хоть что-нибудь», поведение может быть только полевым, обусловленным внешними раздражителями, но никак не волевым.
Если горизонт планирования широк и есть возможность предотвратить смерть хотя бы по одной причине, хотя и радикальными методами, то вполне разумно эти меры предпринять, особенно, если готов платить.
Открытым остается вопрос про оценку выбора как разумного – совпадает ли выбор с реальностью. Правильно ли эти люди оценили горизонт планирования, свои возможности, возможные выгоды и адекватность вносимой платы.
Адекватно ли оценена реальность во всех этих случаях? Какие ожидания были у этих людей от себя, от окружающих, от людей, вовлеченных во взаимодействие с ними? В какой момент разумность выбора была подтверждена или опровергнута?
Насколько разумны выборы, которые каждый из нас делает? Каков горизонт планирования, исходя из реальных действий, а не из идей и слов, произносимых для убеждения себя или других людей в разумности этого выбора? К какому предполагаемому результату должны, по задумке, привести эти реальные действия? Приводят ли?
Насколько выбор разумен?