"Указываю: самомнением не страдаю, но страдаю великой страстью к занятиям искусством".
Давид Бурлюк — человек и пароход. Художник, поэт, акционист, галерист, книгоиздатель, журналист, провокатор, импрессионист, фовист, экспрессионист, авангардист, футурист... Натура противоречивая и, на мой вкус, малоприятная.
Василий Кандинский назвал Бурлюка отцом русского футуризма, но начинал Давид Давидович как импрессионист. В 1908 году он даже написал листовку "Голос импрессиониста в защиту живописи" и объявил импрессионизм отправной точкой для обновления русского искусства.
Уроженец Харьковской губернии, давид увлёкся живописью в 12 лет. Как и многие современники, он учился везде понемногу: в художественных училищах Казани и Одессы, в мюнхенских Королевской академии художеств и школе Антона Ажбе, в студии Фернана Кормона в Париже...
В 23 года (1905 г.) он начал организовывать выставки единомышленников и себя любимого. Он выставлялся в Петербурге, Киеве, Вильне (вместе с импрессионистами), Москве, Одессе и Мюнхене (вместе с "Синим всадником" Кандинского и Марка).
В 1911-1914 годах он вместе с Владимиром Маяковским учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Их исключили за пропаганду футуризма: на втором году обучения они (с Велимиром Хлебниковым и компанией) выпустили манифест футуристов "Пощёчина общественному вкусу". Я бы тоже исключила. За пощёчину-то.
Маяковский потом будет вспоминать боевого товарища: "Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Давид сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтобы писать, не голодая".
В разные годы Бурлюк издавал произведения Хлебникова, Каменского, Маяковского и Лившица, "Первый футуристический журнал", "Газету футуристов", журнал "Цвет и рифма" (США), сборники "Студия импрессионистов" и "Садок судей", собственные стихотворные сборники.
В начале 1920-х Давид Бурлюк (ему было под 40) с женой Машей перебрался в Японию, а оттуда — в Нью-Йорк. На чужбине он стал корреспондентом прокоммунистической газеты "Русский голос" и попытался к титулу "отец русского футуризма" добавить гордое звание "отца американского футуризма", но эта кампания провалилась: впечатлить американцев не удалось. В 1930 году Бурлюк получил американское гражданство, а в 1940 подал прошение о возвращении гражданства советского. Отказали.
Дожив до 85 лет, Давид Давидович скончался, оставив после себя 16 000 картин (если верить художнику). Его прах развеяли над водами Атлантики.
Выставка "Давид Бурлюк. Слово мне!" открыта в Музее русского импрессионизма в Москве до 27 января 2019 года.
Добавьте своей жизни 50 оттенков искусства, подпишитесь на канал!