Найти тему
Что за деньги

Кинь на карту Сбера

Оглавление

переход в московском метро
переход в московском метро

— Только у меня нет наличных.
— А Сбер есть?

— Карты принимаете?
— Нет, но можно на карту Сбера.

— Сегодня терминал не работает.
— А на карту Сбера можно?
— Можно

— О, у вас номер на прилавке прям написан, очень удобно, только у меня сеть не ловит.
— Я раздам вай-фай.

Все эти диалоги происходят у меня в России последние пару лет в магазинах, ресторанах, салонах красоты, стоматологиях, летних фестивалях и где только не. "Кинь на карту Сбера" — эту фразу многие слышали, и многие говорили. Таблички с номером телефона или номером карты заготовлены на прилавках и кассах сотен тысяч индивидуальных предпринимателей. Но конечно не так явно и открыто как в Кении или в Китае.

За несколько последних лет Сбербанк трансформировался из "бабушка-банка" во вполне себе инновационный и приятный цифровой банк. Почти цифровой. Почти во всем. Почти везде.

Да, этот банк вызывает множество эмоций у россиян. Но что бесспорно — это то, какое значимое место в жизни современной России стал занимать Сбербанк Онлайн.

Сбербанк Онлайн стал бесспорно самой крупной альтернативной банковским картам платежной системой страны по числу активных пользователей в месяц — 40 миллионов человек (ноябрь 2018). Поразмышляем над причинами такого успеха.

1. Сбербанк в принципе самый крупный банк в стране.

(да и в целом в Центральной и Восточной Европе — по состоянию на начало 2018 года).

46% вкладов населения, почти 40% всех кредитов физическим лицам, 110 миллионов клиентов. Так или иначе по экспертным оценкам Сбербанк контролирует около 70% всех платежей. И это самый крупный банк-эмитент платежных карт, с огромным отрывов от всех остальных. То есть на вопрос "у тебя есть Сбер?" ответ почти всегда будет "да".

-2

2. Снаружи Сбербанк Онлайн вполне себе необанк.

С аналитикой расходов и их контролем, возможностью открыть вклад, купить ценные металлы, открыть брокерский счет, отправить деньги по телефонной книге, номеру телефону или карты, купить пин-код, подарочную карту или заплатить за коммуналку, налоги или подписку на музыкальный сервис, обсудить перевод в мессенджере, почитать сториз и послать открытку с днем рождения. То есть для перевода карта не нужна.

-3

3. Сбербанк много лет мотивировал своих клиентов устанавливать мобильное приложение банка.

Вообще в буквальном смысле слова "заставлял": окружал милыми (или как придется) девушками-консультантами, устанавливал приложение прямо в отделения банка, обучал и много-много раз объяснял, как всем этим "нововведением" пользоваться. Кассиры, бывало, отказывали бабушкам проводить платеж за коммуналку и отводили либо к платежному терминалу в отделении, либо показывали, как сканировать QR-код квитанции из приложения. И таки обучили. То есть для денежного перевода и многих платежей не нужно заходить в отделение или на сайт банк-клиента, приложение всегда под рукой.

-4

4. Номер телефона как идентификатор.

Именно номер телефона стал основным идентификатором, а не электронный адрес или придуманный логин. Наконец-то, идентификатор, который все помнят. То есть для перевода другому человеку нужно знать только цифры его мобильного.

-5

5. Короткий номер 900 как инструмент платежа.

Номер 900, с которого приходят СМС-уведомления о списании или зачислении, приспособили под сценарий онлайн-платежа на сайтах интернет-магазинов и сервисов. На сайте интернет-магазина или сервиса достаточно ввести свой номер телефона и получить запрос на подтверждение от Сбербанка по номеру 900. Подтвердить ответным сообщением и вуаля! Платеж с банковского счета, без карты, с телефона. А особо прогрессивные интернет-магазины с собственным приложением вообще могут сделать deep-link с мобильным приложением банка.

-6

Все это вместе взятое привело именно Сбербанк Онлайн к зениту славы — славы популярнейшего платежного средства в России, все чаще используемого вместо карты. И в офлайн-магазинах тоже. Но это уже тема, в которую я вдаваться, с вашего позволения, не буду.

--------------------------------

Что за деньги (What the Money) — авторский канал Ани Кузьминой о финансовых технологиях, бизнесе, инновациях, ну и деньгах.

Анна Кузьмина заместитель коммерческого директора Яндекс.Денег, одной из крупнейших компаний в индустрии финансовых технологий российского происхождения с b2c и b2b сервисами. Подписывайтесь на канал в Телеграме, в Youtube, Яндекс.Дзене, или read in English on Twitter, and Medium.