Найти тему
GeekBrains

Что нужно знать будущему разработчику о ботах

Оглавление

Ликбез из четырех пунктов.

Мы стали свидетелями бот-лихорадки: правда, зачастую СМИ говорят о чат-ботах, которые общаются с пользователем на естественном языке и выполняют его поручения. Но действительно ли стоит считаться со всеобщим ажиотажем? Какие боты будут в тренде и что нужно знать о них начинающему разработчику?

Боты — не новинка

«Первые боты появились очень давно, даже раньше компьютеров. Это были механические автопилоты 30-х годов. Позже, большое распространение получили чат-боты, биржевые и аукционные торговые роботы (одна из основных гипотез спускового крючка Чёрного понедельника 1987 года — деятельность торговых ботов), боты поисковых систем, спам-боты, ботнеты и т.п. Внутри ИТ-отрасли боты также используются очень давно. Это и системы автоматизированного тестирования, и резидентные демоны и службы, и обработчики прерываний, и многое другое» — рассказывает Владимир Дворецкий, руководитель проектов компании «Системный софт».

В тренде «человекообразные» боты

«Сегодняшний всплеск популярности ботов относится, в основном, к ботам, эмулирующим действия человека. Например, во многих играх сейчас, хоть это и запрещено правилами, используются боты для рутинных задач — сбор ресурсов, торговля на игровых рынках, истребление NPC в локациях (non-player character — персонаж в ролевых играх, которым управляет не игрок, а компьютер или мастер) и т.п. 

Прогресс этих ботов вызван именно их запрещением. Для того, чтобы обойти запреты и не попасться антиботовским службам хозяев игр, эти боты должны максимально правдоподобно изображать из себя человека: использовать человеческий интерфейс (мышка, клавиатура, джойстик, экран), вносить некоторый хаос в свои действия (если управляемый ботом персонаж двигается всегда равномерно и по идеальной траектории — это точно не человек), и самое важное — уметь по-человечески или хотя бы просто адекватно реагировать на внезапное изменение обстановки (появление игрока-человека в чате, разрыв связи, появление нестандартного системного сообщения и др.). И вот тут есть, где развернуться разработчикам ботов — от алгоритмизации возможных событий до использования искусственного интеллекта в анализе и реакции. 

Что же касается перспектив и тенденций, несомненно, боты будут умнеть, у них расширится диапазон используемых каналов ввода-вывода и управления, будет повышаться быстродействие и объём обрабатываемых данных» — объясняет Владимир Дворецкий, руководитель проектов компании «Системный софт».

Боты упростят программирование, но не заменят разработчиков

«Растущая популярность ботов уже сейчас приводит к тому, что разрабатываются не только фреймворки в целях быстрой разработки, но и к тому, что начинают появляться специальные конструкторы готовых решений, которые требуют минимальных знаний как о программировании, так и об алгоритмах обработки информации» — говорит Алексей Смирнов, технический директор ИТ-компании «Нетрика».

«Боты будут брать на себя всё больше и больше рутинных функций и даже в процессе самообучения научатся комбинировать их в заранее непредусмотренном порядке для решения поставленных задач, и даже, скорее всего, научатся создавать новые алгоритмы для решения поставленных задач. Но вот что боты не смогут сделать никогда — это сами себе поставить задачу нового типа. Им это просто не нужно. А если и смогут, то это будет уже не бот, а полноценный искусственный разум. Поэтому ответ на провокационный вопрос „Смогут ли боты заменить разработчиков?“ — „Да, смогут, в реализации поставленных задач“ и „Точно нет — в анализе и постановке задач“» — объясняет Владимир Дворецкий, руководитель проектов компании «Системный софт».

Тем, кто хочет разрабатывать «серьёзных» ботов, стоит заинтересоваться ИИ, алгоритмикой и big data

«Бурное развитие ботопостроения должно подтолкнуть многих разработчиков к изучению алгоритмики, вопросов построения искусственного интеллекта и анализа данных в разрезе обработки естественного языка» — считает Алексей Смирнов, технический директор ИТ-компании «Нетрика».

«Сейчас уже ведутся разработки интеллектуальных ботов, которые представляют из себя сложные программные решения, базирующиеся на структуре обученной базы знаний на элементах искусственного интеллекта. По сути, следующее поколение ботов будет уже интеллектуальным, и они будут являться „думающими“ виртуальными агентами людей в сети. Можно будет запросто обучить своего Я-виртуального агента собственным привычкам, запросам, ожиданиям, дать им возможность сделать за вас ту работу на которую сейчас тратится много времени.

Виртуальные Бот-хелпдески, Бот-информационные консультанты и многое другое — это следующий шаг в развитии Ботов. Все это подстегнёт развитие технологий Искусственного Интеллекта и, собственно, специалистов, которые будут их создавать. Перспективным будет развитие программистов-консультантов по разработке фреймворков-каркасов для Систем Баз Знаний ботов и их обучению» — говорит Андрей Крехов, заместитель директора ICL Services по специальным программам.

Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Почитайте похожие материалы:

Шпаргалка фронтендера: гид по таблицам

TED для программиста: топ-16 выступлений

25 IT-профессий будущего, достойных внимания. Часть 1

С# в 2018 году: спрос, зарплаты и тренды

Что делать, если вы разработчик-одиночка?

Если вы хотите почитать статьи и материалы в нашем блоге, переходите на наш сайт.