История Казанского собора на Красной площади.
Казанский собор на Красной площади – высказанная в камне вечная благодарность русских людей Пресвятой Богородице. Именно Ее чудотворная икона стала победным знаменем народного ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, сохранив Русь от погибельной смуты 1612 года.
Многим из тех москвичей, кто вошел в сознательный возраст после 1993 года, невдомек, что на углу Никольской улицы и Красной площади вместо привычного древне-русского храма с кокошниками, арочными галереями, изящной колокольней многие десятилетия царила «мерзость запустения». Но свято место, как известно, не может быть вечно пусто.
«Нечаянная» встреча
В смутном и кровавом 1611 году в Москву, обманом занятую поляками, прислан был из Казани чудотворный список образа Царицы Небесной. Того самого, что явился в этом граде 8 июля 1579 года, став одной из главных оберегающих святынь русской православной державы. С этим образом первое народное ополчение Прокопия Ляпунова отбило у врагов Новодевичий монастырь, но само вскоре распалось от внутренних раздоров. С наступлением зимы икона оказалась в Ярославле, где произошла ее «нечаянно благословенная» встреча со вторым Всероссийским ополчением Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, движущимся к столице. Воины-патриоты три дня постились, усиленно молясь перед этой святыней. И Бог их услышал. Казанский образ Пресвятой Богородицы стал главным оружием ополченцев, которые под его покровительством одержали решающую победу в боях с поляками в ноябре 1612 года в поруганной Москве. Тем самым был положен предел великой смуте, едва не погубившей православное русское царство.
Несколькими годами позже избранный Всероссийским земским собором первый царь рода Романовых Михаил Федорович установил два дня празднования в честь Казанской иконы – 21 июля (явление образа) и 4 ноября (день взятия Китай-города). Последний из них отмечается в нашей стране как День народного единства.
Князь или царь?
О точной дате постройки Казанского собора, равно как и об инициаторе его возведения, существуют разночтения. Еще недавно ктитором-строителем повсеместно считался один из организаторов народного ополчения князь Димитрий Михайлович Пожарский. Но сегодня серьезные историки признают это заслугой царя Михаила Федоровича. В основание «пожарской» версии строительства собора легли два обстоятельства: на средства князя первоначально была выстроена небольшая деревянная Казанская церковь у кремлевской стены, которая позже сгорела. Победный же Казанский образ, сопровождавший ополчение, был помещен поначалу в приходскую церковь князя Пожарского – Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. После строительства каменного Казанского собора по указу царя святыню торжественно переместили туда. В летописях записано, что собор воздвигли из кирпича, пожертвованного государем от строящегося дворца в Кремле.
Датой открытия храма-памятника сегодня признают 1636-й (а не 1625-й, как раньше), ибо документально зафиксировано, что в этом году в его освящении принял участие царь Михаил Федорович. Через одиннадцать лет в освящении новых приделов в честь святителей Гурия Казанского и Варсонофия Тверского участвовал уже следующий царь романовской династии Алексей Михайлович. С тех пор царствующий дом неизменно выделял этот собор как особый и в некотором смысле родовой.
Колокола в виде исключения
В историю Казанского собора вписано немало славных и печальных страниц. Именно здесь в середине XVII века служили «расколоучители» – протопопы Иван Неронов и Аввакум. Именно сюда, в первый из московских храмов, пришло распоряжение Патриарха Никона о замене двуперстия трехперстием и исправлении служб по греческим образцам.
В 1711 году пришлось отстаивать колокольную целостность звонницы перед неумолимым указом Петра I о переплавке всех колоколов на пушки для Северной войны. Интересно, что это дело было в особом порядке рассмотрено Правительствующим Сенатом и Приказом артиллерии, возглавляемым Я. В. Брюсом. В итоге собор был освобожден от сдачи колоколенной красной меди «в виде исключения». Возможно, так проявилась забота императора Петра о наследственном романовском храме.
В летописи собора описан большой московский пожар, случившийся 29 мая 1737 года, от которого храм сильно пострадал. Другой значимой, но уже радостной вехой стал торжественный молебен в честь открытия Московского университета, состоявшийся 26 апреля 1755-го. С тех пор до освящения в 1791 году собственного университетского храма во имя святой мученицы Татьяны Казанский собор служил приходским храмом московских студентов и их профессоров.
В тревожную осень 1812 года Казанский храм вновь стал местом, вселившим надежду на победу в сердца русских людей. На его паперти раздавали Ростопчинские патриотические листки, а накануне Бородинской битвы перед Казанской иконой состоялся многолюдный молебен о спасении Отечества. Молился перед ней, склонив голову, и главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов.
И все же древнюю столицу пришлось оставить. В огне грандиозного московского пожара собор уцелел, в отличие от многих других храмов. Однако наполеоновские захватчики разграбили его и осквернили алтарь, затащив туда дохлую лошадь. Чудотворную Казанскую икону заранее спрятал протоиерей Мошков, остававшийся при храме. При отходе Наполеон приказал взорвать кремлевские башни – камни, летевшие от взрыва, пробили кровлю и выбили все стекла в соборе. Впрочем, вскоре нашествие «двунадесяти языков» на Русь закончилось позорным изгнанием завоевателей, а православные по традиции потянулись на Красную площадь благодарить Казанскую Заступницу Небесную.
Уход святыни
Революционные потрясения 1917 года не могли обойти стороной Казанский собор как один из главных духовных узлов православной империи. В июле 1918 года первый после 200-летнего перерыва Святейший Патриарх Тихон произнес проповедь о преступной расправе большевиков над семьей императора Николая II. В том же году сильнейший удар обрушился на Казанский собор и всю Россию – 26 сентября из храма исчез чудотворный список Казанской иконы, бывший с народным ополчением К. Минина и Д. Пожарского. А за 14 лет до этого из Богородицкого монастыря Казани к ужасу всех православных был украден и, согласно материалам дела, сожжен в печке сам первообраз Казанской иконы. После этого святотатства Россия потерпела поражение в войне с Японией, разразилась революция 1905 года. Новая пропажа – теперь уже московского списка – предвещала стране множество бед, которые не замедлили явиться.
Точные замеры
В 1920 году собор был захвачен обновленцами. А через два года в рамках кампании по изъятию церковных ценностей он был начисто ограблен: содрали не только серебряные оклады и ризы с икон, не погнушались даже детскими серебряными ложками, пожертвованными кормящими матерями иконе Богородицы «Млекопитательница».
Летом 1924-го новая напасть – здание храма заинтересовало Исторический музей, остро нуждавшийся в площадях для своих фондов, разросшихся за время экспроприаций. В свою очередь Моссовет, «освобождавший» город от «пережитков прошлого», приговорил к сносу колокольню, а следом и весь собор. Но в Главнауке, курировавшей охрану памятников, нашлись сотрудники, желавшие возвратить Казанскому храму первоначальные формы. Они умудрились найти поддержку в Совнаркоме. В 1925 году вместо намеченного сноса началась реставрация собора сотрудниками Центральных государственных реставрационных мастерских под руководством архитектора-подвижника П. Д. Барановского.
Спустя пять лет на совместном заседании Мособлисполкома и Моссовета Казанский собор был лишен статуса действующего храма. А еще через три года реставрацию грубо свернули: П. Д. Барановский был арестован и отправлен в лагерь строить первые трассы БАМа. В том же году были расформированы Реставрационные мастерские. В 1936-м Казанский собор начали «раскатывать по кирпичику». П. Д. Барановский, вернувшийся из зоны, застал это черное действо в самом разгаре. При этом он нашел в себе силы, трудясь вместе с разорителями, сделать точные замеры, по которым и был позже восстановлен памятник.
Возрождение из небытия
В 1937 году на пустыре, где некогда стоял собор, по проекту архитектора Бориса Иофана установили павильон в честь III Интернационала. На месте церковного алтаря и колодца с родниковой водой устроили туалет. После войны павильон исчез, но туалет остался и обслуживал миллионы посетителей летнего кафе и ГУМа вплоть до 1990 года.
5 июня 1990-го Президиум Исполкома Моссовета под председательством Ю. М. Лужкова принял решение о воссоздании святыни. Восстановлением руководил архитектор Олег Журин – один из учеников Петра Барановского. 4 ноября того же года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, после Божественной литургии, совершенной Святейшим Патриархом Алексием II в Успенском соборе Кремля, многолюдный крестный ход направился к месту будущего строительства. Здесь состоялась закладка первого камня возрождаемого собора. Ровно через три года, на Казанскую, Патриарх Алексий II освятил восстановленный храм. Образ Казанской Божией Матери для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря.
Среди православных еще в советское время ходила легенда, что утраченный и якобы уничтоженный первообраз Казанской иконы, а также все его чудотворные списки в год самых суровых испытаний России будут вновь обретены и чудесным образом соберутся здесь – на Красной площади, в возрожденном Казанском соборе.
Тропарь иконе Божией Матери Казанская
Заступнице усердная, /
Мати Господа Вышняго, /
за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, /
и всем твориши спастися, /
в державный Твой покров прибегающим. /
Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, /
иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,/
предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/и сокрушенным сердцем, /
пред пречистым Твоим образом со слезами /
и невозвратно надежду имущих на Тя, /
избавления всех зол, /
всем полезная даруй /
и вся спаси, Богородице Дево: /
Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.
Андрей Самохин, фото Олега Серебрянского
Статья из журнала "Православный Паломник", издательства Паломнического центра Московского Патриархата.