Больше десяти лет назад Грег Сестеро снялся в «Комнате» — одном из худших фильмов всех времён. Об этом он написал книгу «Горе-творец», позже экранизированную. Сейчас Грег ездит по Европе и показывает людям фильм «Т(о)варищи на века», для которого написал сценарий. Одну из главных ролей в новой картине Сестеро исполнил сам.
Geeks Empire: Дежурный вопрос: как вам Москва?
Грег Сестеро: Я полюбил Москву! Когда я летел сюда, я не знал, чего ожидать. Знал только, что у города богатая история и культура, но меня просто заворожил его масштаб, красота архитектуры, доброта людей. Я действительно наслаждаюсь этим городом.
GE: Как часто люди вас приветствуют «Oh, hi Mark!»?
ГС: Я бы сказал… раз в день. Ладно, шучу. На самом деле это зачастую очень неожиданно. Я был в Американском центре (в Москве — прим. ред.), и многие меня приветствовали «Oh, hi Mark». Этот фильм распространён в разных кругах.
GE: Как думаете, почему такой плохой фильм выдержал испытание временем, тогда как другие вполне достойные картины не смогли?
ГС: Вы считаете «Комнату» плохим фильмом?
GE: Я читал ваши интервью, вы считаете «Комнату» плохим фильмом.
ГС: (смеётся) Вы правы. Я сам себя об этом спрашивал много раз. «Выживший», «Поймай меня, если сможешь», «127 часов» — глубокие, поэтичные фильмы. Они появляются и быстро забываются. А «Комната» остаётся на слуху у всего мира уже пятнадцать лет. Это феномен, который мы просто не можем объяснить или воспроизвести. В этом и прелесть индустрии — никогда не знаешь, как люди отреагируют на произведение.
GE: В сессии вопросов и ответов для Rolling Stone вы сказали, что не вмешивались в производство «Комнаты», потому что «зачем менять шедевр».
ГС: Нет смысла делать что-то среднее. Томми пытался сделать что-то своё. Если бы я это начал исправлять, «Комната» стала бы обычным фильмом. Картина хороша тем, что она уникальна, весь фильм — плод одного видения.
GE: Вы уже тогда понимали, что это будет «”Гражданин Кейн” плохого кино»?
ГС: Я знал, что фильм будет ужасен, но я даже не думал, что кто-нибудь его вообще посмотрит. Предполагал, что он будет ужасен в привычном смысле этого слова. Сценарий был написан человеком, который воспринимает жизнь совсем иначе, чем остальные. Я знал, что это будет что-то не от мира сего.
GE: Как этот фильм изменил вашу жизнь?
ГС: Да, он определённо повлиял на неё. Потребовалось немного подождать, чтобы люди начали смотреть «Комнату», но, когда это случилось, весь мир узнал о нём. Я начал ездить по разным странам: сюда, в Великобританию, в Германию. Я написал книгу «Горе-творец», по которой позже сняли фильм, получивший несколько наград.
«Комната» изменила мою жизнь во всех возможных смыслах. Я смог сделать вещи, которые всегда хотел, и всё благодаря одному фильму. Он сделал многих счастливее.
Я познакомился со многими людьми, с которыми не встретился бы в любом другом случае. Это был отличный позитивный опыт. Но главное, что я понял: всё возможно.
GE: Вашим первым сценарием стал вариант продолжения фильма «Один дома», который вы написали в 12 лет.
ГС: Да, я посмотрел первый фильм и написал сценарий для сиквела. Я написал роль для себя, я бы играл с Маколеем Калкином. Я отправил сценарий Джону Хьюзу. Я надеялся, что такой фильм запустят в производство. Этого не случилось, но тогда я чётко понял, чем хочу заниматься.
GE: Если бы вам дали возможность снять продолжение фильма сейчас, вы бы взялись за дело?
ГС: Я уже встречался с Маколеем Калкином, мы говорили. Он сказал: «Давай снимем сиквел на iPhone!». Я думаю, он шутил, но он сказал, что хочет прочесть сценарий, понять, что к чему. Никогда не знаешь, что будет дальше.
GE: Недавно вы сыграли «Бэтмена» в короткометражке от Nerdist. Пробовались ли вы на роли в супергеройском кино или других блокбастерах?
ГС: Я проходил пробы на одну из ролей в «Людях Икс», но это было давно. Играть Бэтмена было весело, но костюм намного тяжелее, чем кажется.
GE: Мне кажется, все актёры, игравшие Бэтмена, говорили об этом.
ГС: Да, они говорили, что его очень тяжело снимать, так что иногда они просто писали в костюм. Об этом я узнал, когда я был уже в костюме, было немного неловко…
GE: «Т(о)варищи на века» основаны на вашей давней поездке с Томми. Почему из всей вашей двадцатилетней дружбы вы выбрали именно её?
ГС: Это одна из самых странных вещей, которые я пережил. Ты устал, хочешь спать, ложишься, а человек, с которым ты ездишь, думает, что ты хочешь его убить. Почему он так думал? Что бы случилось, если бы он был прав? Это всё очень странно, поэтому я решил копнуть глубже. В фильме на самом деле много элементов, которые полностью скопированы с реальных событий.
GE: Кому бы вы посоветовали фильм «Т(о)варищи на века»?
ГС: Я бы посоветовал его… всем. Если вам нравится «Комната», вы точно оцените «Т(о)варищей». А если вам она не по душе, вы посмотрите просто очень странный триллер.
GE: Что вы считаете своим лучшим достижением?
ГС: На данный момент, наверно, книга «Горе-творец». Было довольно сложно её писать, нельзя было ничего придумывать. Нужен был интеллектуальный подход к чему-то ужасному. Вообще написание такой книги было большим риском.
GE: Когда вы поняли, что книга действительно нравится людям?
ГС: Когда люди начали её читать, отзывы были крайне положительными. Но окончательное понимание пришло, когда мне написал президент издательства «Саймон и Шустер». Он не смотрел «Комнату», но при этом он сказал, что посоветует книгу всем своим друзьям. Именно тогда я осознал, что это не просто история создания плохого фильма, а нечто большее.
GE: Какой совет можете назвать самым важным в вашей жизни?
ГС: Это было скорее некие уроки жизни: будь открытым для всего, иногда твой самый большой минус может оказаться плюсом, оставайся позитивным, держись подальше от проблем и проблемных женщин. Кстати, этот совет дал мне он (показывает на актёра Рика Эдвардса, сидящего недалеко). Если нужны советы о жизни, обращайся к нему, они у Рика отличные. Ещё один совет, который он мне дал: если ты не получаешь удовольствие, в чём смысл? Я это осознал за последние годы. Когда ты в постоянном стрессе, раздражён из-за того, что всё идёт не по плану, думаешь: «В чём смысл всего этого?» Что должно случиться, всё равно случится. Относись к происходящему с юмором.
GE: Я жил по такому принципу некоторое время. Чуть не отчислили из университета.
ГС: Университет не так важен, на самом деле.
GE: Отчасти соглашусь. Что вы думаете об интернет-пиратстве? Это актуальная проблема в России.
ГС: К сожалению, таков мир, в котором мы живём. Пиратство — это отстой, ты вкладываешь в проект своё сердце и душу, плюс это бизнес. Я бы предпочёл, чтобы люди смотрели мой фильм. Само собой, я хочу, чтобы мне платили за работу, но, если это единственная возможность человека посмотреть фильм, уж лучше так, чем не иметь возможность посмотреть вообще. Но с учётом стриминговых сервисов и низких цен, около 3,99 долларов, будет справедливо, если вы поддержите создателей, если планируете посмотреть фильм. Мы не просим сотни баксов, только несколько долларов. Заплатить можно просто из уважения, да и так проще искать фильмы банально. Было бы идеально, если бы всё так работало, но сейчас мы живём в чуть другом мире.
GE: Хочется спросить: у вас скоро закончится турне с «Т(о)варищами на века»…
ГС: Не очень скоро. Мы будем ездить и рассказывать о фильме до января, не меньше.
GE: Окей, несколько месяцев. А что дальше? У вас есть уже планы?
ГС: Мы как раз говорили о том, что хотим снять фильм ужасов.
GE: С Томми Вайсо или без него?
ГС: (смеётся) Нет, это будет что-то совсем иное. Пока проект на стадии обсуждения.
GE: На этом, в принципе, всё. Если вы хотите что-то сказать фанатам из России, сейчас самое время.
ГС: Да, передайте фанатам, что это был потрясающий опыт. CoolConnections нам очень-очень сильно помогли. Если вы художник или снимаете кино, вы обязаны посетить Москву. Я тут отлично провёл время. Спасибо вам за отличное чувство юмора и поддержку.
Интервью брал Станислав Банар.