Глава холдинга «Ленинец» Анатолий Турчак строит агрохолдинг, ядром которого станет крупная мясопереработка.
«Ленинец» – крупнейший российский оборонный холдинг, который находится в частной собственности. Специализируется на производстве навигационных систем для авиации, морского, речного и железнодорожного транспорта. А также является заметным игроком на рынке коммерческой недвижимости Петербурга – в активах холдинга более 20 тыс. м2 офисов. О том, что теперь семья Анатолия Турчака, контролирующая «Ленинец», всерьез увлеклась мясопереработкой, «НП» рассказали участники рынка.
По данным СПАРК, в 2018 году связанное со структурами «Ленинца» АО «Инвестпроект» стало совладельцем 50% мясокомбината «МПК Петровские деликатесы». Оборот этого предприятия в 2017 году составил 515 млн рублей. Оно производит колбасные изделия под брендами «Онега» и «Петродел» на площадях мясокомбината им. Кирова на Московском проспекте.
Кроме того, весной 2018 года компания «Онега Плюс», совладельцем которой числится АО «Инвестпроект», приобрела бойню в Гатчинском районе, которая ранее принадлежала обанкротившемуся холдингу «Русбелго». На торгах производственные площади в 3 тыс. м2 и 3 га земли достались покупателю за 11 млн рублей.
Одновременно представители «Ленинца» подбирают сырьевую базу. В частности, по данным «НП», они вели переговоры о выкупе производства индейки «Труд» в Лужском районе у Бориса Пайкина, депутата Госдумы и совладельца Fort Group.
По версии участников рынка, в планах инвестора – создать холдинг мощностью около 30 тонн продукции в сутки. Основным каналом сбыта может стать работа с сетями по производству продукции СТМ (собственные торговые марки ритейлеров). Управляющий партнер Agro and Food communications Илья Березнюк считает, что инвестиции в создание такого предприятия могут превысить 700 млн рублей.
Инвестор с историей
В структурах «Ленинца» на запросы НП не ответили. Однако, «НП» удалось выяснить, что проект агрохолдинга курирует Роман Горбунов – человек, который возглавляет ряд аффилированных с «Ленинцем» структур и является братом Александра Горбунова, совладельца головной компании АО «Заслон» (головная компания холдинга «Ленинец»). От комментариев он отказался.
Александр Горбунов – давний партнер семьи Анатолия Турчака. Это с ним связана скандальная история 2014 года, когда он был похищен и подвергнут пыткам. В ходе этого дознания сотрудники холдинга якобы требовали от него признания в том, что именно он был заказчиком избиения журналиста Олега Кашина. Напомним, что Кашина жестоко избили в 2010 году – после того, как журналист назвал в своем «Живом журнале» сына Анатолия Турчака Андрея «сраным Турчаком». Младший Турчак, тогда возглавлявший Псковскую область, отрицал свою причастность к данной истории.
В 2015 году Александр Горбунов был задержан и помещен в СИЗО по обвинению в хранении оружия. Затем его выпустили, а все обвинения сняли. Сейчас Горбунов владеет 40% АО «Заслон», остальное – у Киры Турчак, жены Андрея Турчака. Сам же Турчак-младший является вице-спикером Совфеда и секретарем генсовета «Единой России». Оборот АО «Заслон» составляет 3 млрд рублей по итогам 2017 года.
Время для колбасы
В Петербурге работают десятки мясокомбинатов. За последние несколько лет многие обанкротились. Но это не останавливает инвесторов. Например, в мясопереработку вложились совладелец ГК «Грузовичкоф. Таксовичкоф» Игорь Рудзий, а также совладелец компании «Петрохолод – Пищевые технологии» Давид Турабелидзе.
На протяжении последних трех лет в России наблюдается подъем мясоперерабатывающего производства. В 2017 году в стране было произведено 1,5 млн тонн колбасных изделий. Однако новичкам на этом рынке придется непросто из-за высокой конкуренции и необходимости искать каналы сбыта, отмечают эксперты.
«Производители колбасных изделий находятся между «молотом и наковальней». Дорожает сырье (с начала 2018 года на 20%), электроэнергия, топливо, а розничные сети не хотят повышать цены. Результатом этого станет увеличение доли CТМ в розничных сетях. Мясопереработчики, которые договорятся о партнерстве с сетями, получат стабильный канал сбыта, но будут иметь минимальную прибыль, работая на грани себестоимости и в полной зависимости от заказчика», - говорит Александр Петренко, гендиректор ИК «ГРИФОН Эксперт».
В такой ситуации развивать собственные бренды производителям колбасных изделий будет все сложней. Единственный выход – уходить в премиум-сегмент и развивать собственную розницу.