Не правда ли, очень актуально во все времена? Детей, наверное, об этом начинают спрашивать чуть ли не с того самого момента, когда их речь становится более или менее связной. Без сомнений скажу, что этот вопрос хоть раз слышал в своей жизни каждый человек! И ещё удивительнее то, как менялись с возрастом ответы. Вряд ли людей, пронесших свою первую мечту о будущей профессии через всю жизнь и воплотивших её, большинство.
Мой личный пример насчитывает около десятка вариантов. И ни один из них не реализовался. Даже последний, хотя он и отражает процентов на 80 то, чему я хотела бы и могла бы посвятить своё время. Забавным оказалось, что они не исключали друг друга, просто находилась другая профессия, казавшаяся более соответствующей мне. И идеи продолжают возникать до сих пор, наверное, потому, что и мир не стоит на месте.
К чему это я? В некоторых странах считается нормальным, когда подросток к 12-16 годам уже определяется с тем, что ему интересно и чему бы он хотел посвятить свою жизнь. Тогда у них уже начинается профилирующее обучение. Например, в Италии этот порог обозначен примерно четырнадцатью годами. Не рановато ли? И школьники, и родители считают, что да, рано, только вот государство неумолимо следует этому курсу уже долгие годы. Хорошо это или плохо? Я вот в свои 14 лет совершенно была не готова к такому решению, как выбор профессии. И не скажу, что была полностью готова спустя два года, получая аттестат в 11 классе.
Так, может, нам не хватает в какой-то мере этого профилирующего обучения? По сути, для большинства выпускников их будущая профессия представляется туманно, как бы хорошо они её ни изучили. Всё-таки работа и представление о ней - вещи, часто рознящиеся. Хорошо, когда они совпадают, но так происходит далеко не всегда. Именно отсутствие реальных знаний часто приводит к разочарованиям и потере собственных ориентиров. Особенно когда будущая профессия была пределом мечтаний. В Америке для устранения этого пробела существует специальная традиция, помимо самостоятельного выбора предметов по интересам: в определённый день приходят родители учеников и рассказывают про свои профессии. Это не панацея, но существенный шаг к ней.
Оценка собственных возможностей - тоже важный аспект. Как понять, твоя это работа или нет, если не знаешь по плечу ли она тебе? Хочу быть певицей - петь не умею; хочу стать актрисой - вряд ли у меня есть к этому талант; парикмахером - руки-крюки; дизайнером - рисовать не умею; поваром - люблю готовить, но то, что хочу, а не по заказу; ветеринаром - люблю животных, но страдаю, когда страдают они; переводчиком - не думаю, что есть способности к языкам; сценаристом, режиссёром, продюсером, мультипликатором, юристом, журналистом, учителем, логистом, инженером, но... Сомнения, повсюду сомнения.
Да, говорят, кто ищет, тот всегда найдёт: есть различные курсы, клубы по интересам и многое другое. Это если мы говорим о крупных городах. Но при этом ещё остро стоит вопрос о возможностях каждой семьи. А как быть остальным школьникам? Почему бы школам не взять часть этой заботы на себя? Немного разбавить классическое образование профильным. В школе, где училась я, в старших классах были дополнительные занятия один раз в неделю после уроков. Проводились они отдельно в учебном комбинате. На выбор предлагались курсы по массажу, макияжу и автошкола. Причём всё это по окончании официально подтверждалось. Я обучалась вождению: сначала теоретические знания, затем практика на территории комбината и выезд в город. Мы даже проходили медкомиссию. Сдавали в конце 11 класса теорию, как и все, по классическим билетам. По достижению 18 лет каждый из нас мог прийти в ГАИ, сдать вождение на площадке и в городе, а потом спокойно получить права. Некоторые из моей группы так и поступили. Я же, по крайней мере, поняла, что вождение - это не моё. Это всего лишь небольшой перечень (всего три вида) других дисциплин, но и он показателен. А как бы могло помочь школьникам расширение этого списка!
Когда тебе 17, сложно представить себя через 20-30-40 лет. Ты ещё не видел толком жизни и чаще всего носишь розовые очки. Перечень школьных предметов может только задать вектор и определить круг интересов, но не более. Если химик, то не обязательно работать в лаборатории, если филолог - не обязательно учитель русского языка, если математика - экономист и так далее. Предметов гораздо меньше, чем возможностей их реализовать. И не весь этот спектр виден. Будь образование хотя бы частично профильным, возможно, выпускники вставали бы со школьной скамьи более сознательными.
Был ли очень тернистым ваш путь к профессии, или всё было решено раз и навсегда? Чего, может, вам не хватило в образовании? Делитесь своими историями в комментариях.
И спасибо за внимание!