Найти тему
Отдых.today

«CМОГ ЛОНДОН — СМОЖЕТЕ И ВЫ»

Оглавление

Архитектор Висенте Гуаярт предсказывает светлое транспортное будущее.

Четыре года, с 2011 по 2015, Висенте Гуаярт был главным архитектором Барселоны. За это время в городе окончательно сформировалась новая автобусная сеть, а пробки на дорогах практически исчезли. Именно к этому сейчас стремится Екатеринбург, возлагая надежды на транспортную реформу. Но чтобы победить пробки, нужна не только новая маршрутная сеть.

Гуаярт озвучил идею о мультицентричном мегаполисе — таком, в котором до социально важного места можно добраться из любой точки и для этого не нужно было бы ехать в центр. Самыми эффективными городами становятся те, в которых можно жить и работать в пределах одного района. Эта стратегия успешно работает в Барселоне. То есть речь идет не только о транспорте (хотя и о нем тоже), но и о проектировании городов сразу удобными.

Опыт Барселоны может помочь Екатеринбургу. Висенте Гуаярт в интервью ЕТВ рассказал, каким должен быть транспорт в большом городе.

-2

«Меня удивило, что выставочный центр [МВЦ „Экспо“, — прим. ЕТВ] находится около аэропорта, а не в центре Екатеринбурга. Отель находится тоже неподалеку, поэтому город я не видел. Многие города строят выставочные площадки в центре, потому что там больше отелей и люди после мероприятий могут пройтись по магазинам и достопримечательностям. Моя идея о будущем мегаполисов в том, чтобы сделать их более компактными. С этой точки зрения, вынос выставочных и технологических центров за пределы города — не самое удачное решение. Лучше, если все будет находиться рядом».

«Подумайте, как связать город и объекты ЭКСПО»

Екатеринбург — компактный город, и построить такой большой выставочный комплекс в центре города очень трудно. Но сейчас мы готовимся к ЭКСПО-2025 и планируем разместить его объекты ближе к центру.

— Вообще, ЭКСПО — это не очень хорошо для города, потому что объекты для мировой выставки строят как изолированный остров. Если посмотреть на комплексы для ЭКСПО, например, в Севилье или Сарагосе, это действительно так. На то, чтобы связать выставку и город, уходит очень много времени. Самая важная вещь в планировании ЭКСПО — придумать, как его объекты станут частью города.

— Пока в проекте это, правда, выглядит как остров.

Это большая ошибка. Вы должны хорошо подумать, как сделать так, чтобы объекты хорошо смотрелись и использовались не только во время ЭКСПО,но и спустя годы после этого. Иначе вы потратите много сил и денег, чтобы провести выставку, но не сможете работать с тем, что останется после нее.

-3

— История с ЭКСПО выглядит похожей на наследие любой Олимпиады.

Возможно. В Барселоне прошла одна из самых успешных Олимпиад, ибо во время подготовки к ней мы подумали, что будем делать после соревнований. Но другие города — Атланта, например — столкнулись с разными проблемами использования олимпийских объектов. Так что это по-прежнему фундаментальный вопрос таких больших мероприятий, как Олимпиада или ЭКСПО.

«Мы переделываем транспортную сеть уже 25 лет»

— Барселона построила большую и удобную транспортную сеть. Екатеринбург сейчас готовится к транспортной реформе, но пока не очень удачно. Как исправить ситуацию?

— Я не знаю, что происходит с транспортом Екатеринбурга, но у многих городов есть или была проблема большого количества личных автомобилей. Думаю, что вам нужно посмотреть, как они поступают с этим, привлечь международный опыт и экспертов. Потому что маленьких изменений недостаточно. Нужно принять некоторые радикальные меры, которые приведут к проблемам в начале, но в перспективе сделают город лучше.

В Барселоне мы меняем транспортную сеть уже 25 лет, и это продолжается до сих пор. Десять лет мы делали новую автобусную сеть. Самое главное в таких больших трансформациях — точно знать, куда вы движетесь. Да, первое время люди будут жаловаться, что из-за этого неудобно пользоваться автомобилем, но в конечном итоге поблагодарят вас.

В России должна быть очень хорошая автобусная сеть, причем более«дорогая» с комфортными автобусами, ездящими по расписанию. У вас есть хорошие инженеры, вы должны быть лидерами в автобусном строении: создавать машины с помощью передовых технологий, может быть,опирающихся на военные разработки.

— Как жители Барселоны реагировали на транспортные изменения?

Знаете, личный автомобиль — это один из показателей статуса. Конечно,отказаться от него было тяжело. Но, например, в Лондоне, где живут очень богатые люди, 95% используют метро, чтобы добраться до работы или проехаться по городу. Это объяснимо — им приходится платить налог, чтобы въехать в центр Лондона, и обслуживание автомобиля очень дорогое. И раз уж это работает в одном из самых богатых мест на планете, вы можете скопировать такой опыт.

Все дело в мировоззрении жителей города. Вам нужно менять культуру, поведение и объяснять, как работает транспортная система.

-4

— Как нам рассказывать, что транспортная реформа — это важно?

— Лучший путь — это вступить в диалог с жителями города. Люди нуждаются в том, чтобы быть услышанными. Они хотят не только узнавать о решениях городских властей, но и знать, что их мнение тоже учитывают. И чем больше в городе дискуссий, чем больше жители участвуют в них, тем проще будет провести реформу.

Мы сейчас стоим на пороге больших перемен. В следующие 15 лет полностью поменяется видение транспорта: электрокары, технологичные автобусы,поезда. И сейчас вы должны не просто ждать и покупать такие машины, но думать об этом и быть в этом первыми.

«У Екатеринбурга есть собственная архитектурная традиция»

— Какой будет архитектура в городах будущего?

— Мы должны строить хорошие здания, независимо от того, маленькие они или большие. Что касается Екатеринбурга, то у вас есть архитектурные традиции, которые нужно продолжать. Вам нужно опираться на собственный опыт, при этом используя современные материалы и технологии.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ