Найти тему
Artfragment

Арт на крови: как биоматериал заменил художникам краски

Оглавление

Британский художник Марк Куинн объявил о своем новом масштабном проекте «Одиссея». Его он представит публике осенью 2019 года. На площади рядом с Нью-йоркской публичной библиотекой установят два резервуара, в которых будет замороженная кровь пяти тысяч человек. В одной из емкостей соберут кровь знаменитостей (свое согласие поделиться биоматериалом уже дали Кейт Мосс, Джуд Лоу, Стинг, Пол Маккартни и Анна Винтур), а во второй — беженцев. «"Одиссея" началась с простой идеи: моя и твоя кровь одинаковы», — отметил Куинн. А мы решили вспомнить, кто из художников использовал кровь в качестве красок. 

— Для Марка Куинна «Одиссея» станет не первым опытом работы с кровью.

В 1991 году он положил начало серии Self. Художник собрал пять литров собственной крови, заморозил ее, а потом «изваял» из нее свою голову.

«Self», 1991.
«Self», 1991.

Подобное Куинн повторял затем каждые пять лет. Сегодня последний бюст из крови датирован 2011 годом. Кстати, самую первую скульптуру Куинна из серии Self для своей коллекции приобрел Чарльз Саатчи за £13 тыс.

«Self», 1996.
«Self», 1996.

Но потом работа растаяла: по ошибке холодильник, где она хранилась, выключили из розетки. В 2012 году Марк Куинн создал еще одну свою «голову» — «Летучий дух». Ее художник изготовил не из крови, а из красного вина. Так он попрощался со своей алкогольной зависимостью, которую поборол.

«Self», 2001.
«Self», 2001.

— Ян Фабр называет себя продолжателем традиций знаменитых фламандских художников.

А еще любит вспоминать, что его предшественники для изготовления красок использовали кровь и измельченные человеческие кости. Сам Фабр в 1978 году в качестве чернил использовал собственную кровь — в серии картин «Мое тело, моя кровь, мой пейзаж».

«Мое тело, моя кровь, мой пейзаж (деталь 4)», 1978.
«Мое тело, моя кровь, мой пейзаж (деталь 4)», 1978.

Тем самым художник исследовал человеческое тело и его возможности, а также связь между внешним и внутренним миром. «По существу мы — прекрасные животные. Я исследовал кости, мускулатуру, кровь, сперму, мочу и слезы. Тело человека похоже на невероятную коробку с красками, лабораторию и поле битвы. Для меня все это очень естественно. Но когда люди смотрят на это извне, они видят грязь и провокацию», — позднее отмечал Фабр.

«Мое тело, моя кровь, мой пейзаж (деталь 6)», 1978.
«Мое тело, моя кровь, мой пейзаж (деталь 6)», 1978.

На прошедшей в 2016 году в Эрмитаже масштабной выставке Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты» была представлена инсталляция «Я позволяю себе истекать». Реалистичная силиконовая кукла, изображавшая самого автора, утыкалась лицом в репродукцию картины Рогира ван дер Вейдена «Портрет туринского судьи». У ног Фабра была лужа крови, а в зале вывешены рисунки, выполненные бурым пигментом — собственной кровью фламандского художника.

Инсталляция «Я позволяю себе истекать (карлик) (I)».
Инсталляция «Я позволяю себе истекать (карлик) (I)».

— В детстве Марина Абрамович ужасно боялась крови.

Но позднее именно она сделала «лезвие инструментом для рисования по телу, а кровь — краской». Во время ее перформансов кровь появлялась не раз. В 1974 году во время ее знаменитой акции «Ритм 0», во время которой она выложила перед зрителями 72 предмета и предложила делать при их помощи что угодно с ее телом, художнице надрезали горло и пили ее кровь. В 1997 году на Венецианской биеннале Абрамович показалась перформанс «Балканское барокко». Она сидела посреди источавшей зловонный запах груды коровьих костей и методично смывала с них кровь и соскабливала мясо.

Фотодокументация перформанса «Балканское барокко», 1997.
Фотодокументация перформанса «Балканское барокко», 1997.

Но свой самый «кровавый» перформанс Марина Абрамович еще только готовит. На масштабной выставке 2020 года в Королевской академии художеств главная перформанистка мира планирует установить стеклянную скульптуру в виде самой себя. Из фигуры, выполненной в натуральную величину, будет сочиться кровь Абрамович.

— Сегодня Герман Нитч — самый известный венский акционист.

Он стоял у истоков течения в конце 50-х годов прошлого века. Нитч, разочарованный в традиционных на тот момент художественных техниках, понял, что они не позволят ему выразить себя в полной мере. И тогда художник обратился к «живописи действия». Уже во время своих первых акций Герман Нитч распял и распорол тушу ягненка. Художника окропили кровью животного, после чего приложили к его телу ткань, тем самым сняв отпечатки, как святая Вероника с тела Иисуса. Скандальные перформансы Нитча не прошли незамеченными.

Один из перформансов Германа Нитча.
Один из перформансов Германа Нитча.

Сначала художника приговаривали к общественно-исправительным работам. Но в 1967 году он был вынужден покинуть Австрию, чтобы не сесть в тюрьму по обвинению в оскорблении чувств верующих. Правда, позднее он вернулся на родину. В начале 1970-х Нитч основал «Театр оргий и мистерий», главной темой акций которого были жертвенность и страдания, смерть и возрождение, а художественными инструментами становились тела и кровь. Принять участие в шокирующих мистериях мог любой желающий, правда, за приличную сумму.  

— «Я вижу себя продолжателем традиций религиозного искусства. Я — не еретик.

Я не разрушаю иконы, а создаю новые. Меня тянет к Христу, но с католической церковью у меня реальные проблемы. Лучшее место для Piss Christ — это храм. Если у Ватикана станет больше ума, он начнет скупать мои работы», — такие комментарии давал фотохудожник Андрес Серрано после того, как его работа Piss Christ вызвала шок у публики

«Piss Christ», 1987.
«Piss Christ», 1987.

Речь шла о фотографии, на которой Серрано запечатлел пластиковое распятие, погруженное в емкость, наполненную мочой и кровью. Разгневанные зрители пытались уничтожить снимок, отчего его стоимость только увеличивалась. Этот прием — снимать объекты, подруженными в кровь и мочу, Серрано использовал и после. И объяснял, что продукты человеческого тела созданы по образу и подобию божьему. И пока одни ломали рамы с работами художника и били молотком по стеклу, другие, напротив, привлекали его к сотрудничеству. На обложку альбома Load группа Metallica поместила снимок Серрано «Сперма и кровь III».

 «Сперма и кровь III», 1990.
«Сперма и кровь III», 1990.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

«Что за кубики?»: все, что нужно знать о кубизме — здесь.

«Русский Магритт»: все о советском сюрреалисте Викторе Пивоварове — здесь.

«Новый Рубенс»: что мы знаем о самой дорогой современной художнице — здесь.