Корректировка платы за отопление многих кировчан бросила в дрожь
Текст: Кабыш Зоя
Скоро в Кировске будут организованы курсы повышения «коммунальной грамотности» собственников жилья, а пока суд да дело, администрация города намерена обязать оплатить предъявленные за перетоп счета не жильцов проблемных домов, а… их управляющие компании. Конкретно речь идет пока об одной компании - муниципальной. Но и остальным будет предложено сделать то же самое.
Неприглядная картина
Корректировка платы за отопление в Кировске стала одной из самых обсуждаемых проблем минувшей недели. Жильцы пятидесяти домов получили счета с непомерно большими суммами. Доплата за поставленную теплоэнергию, которую от них потребовала ТГК-1, превысила 150 рублей за квадратный метр. А кое-где достигла и 700 рублей, что вылилось уже в несколько десятков тысяч с квартиры.
Перерасчет произведен в ста пятидесяти домах Кировска, за рамки нормы ситуация вышла в трети из них. Разбирательства шли долго, и вот в октябре счета получили и жители «несчастливых» домов (остальные - еще в июне). Проблема взята на контроль в правительстве области, в ГЖИ и, конечно, в городе.
На прошлой неделе глава администрации Юрий Кузин (к слову, вступивший в должность всего несколько недель назад) сам ездил на комиссионное обследование самого проблемного жилфонда. К выводам он пришел неутешительным, однако они подтолкнули городскую власть к кардинальным решениям.
- Визуальный осмотр тепловых пунктов, тепловых сетей, розливов, подвальных помещений свидетельствует об отсутствии теплоизоляции, в большинстве случаев - и приборов учета. Нет замков на дверях подвальных помещений, не закрыты вентиляционные окна, розливы на чердаках не имеют даже признаков теплоизоляции - фактически отапливается улица, - рассказал он. - Не говоря уж о том, что, когда спускаешься в подвал, и по стенам фекалка течет… Очень неприглядная картина. Такого в принципе не должно быть, нельзя с этим мириться. Я даже не думал, что все настолько плохо. Полное безобразие. Демонстрация крайне равнодушного отношения к жителям города. Эта ситуация недопустима.
Ликбез для жильцов
Жильцы домов фактически лишены возможности влиять на деятельность управляющих компаний и контролировать потребление тепловой энергии, а УК выполняют свою работу недобросовестно - в этом новый глава администрации видит корень проблемы, возникшей не вчера.
Что же делается для того, чтобы сгладить ситуацию сейчас и не допустить подобной в будущем? В наиболее проблемных домах совместно с управляющими компаниями разработан план мероприятий по устранению аварийности и сокращению тепловых потерь - это прежде всего восстановление теплоизоляции, ограничение доступа третьих лиц в технические помещения и другие конкретные меры.
- Очень важен также контроль со стороны жильцов, - отметил Юрий Кузин.
Именно поэтому администрация инициировала программу обучения активных представителей собственников жилья, которая составлена на основе наиболее острых тем ЖКХ.
- Наша задача - научить квартиросъемщиков, собственников жилья контролировать качество обслуживания жилфонда, понимать те процессы, которые здесь происходят, разделять все виды работ - текущие, регламентные, по содержанию жилья, капитального характера. И самое главное - понимать, сколько они стоят, какой эффект даст их выполнение или невыполнение, как осуществлять приемку, - сформулировал сити-менеджер. - С нашей стороны, таким образом, предпринимается попытка сделать владельцев эффективными собственниками, которые не только оплачивают предъявляемые счета, но понимают, в каком состоянии находится дом, включая весь его конструктив и сети, могут аргументировано разговаривать с подрядчиками и управляющими компаниями.
Сформированы списки, куда вошли представители домов - так называемые лидеры-общественники. Создана программа обучения: первый поток посвятят, как уже было сказано, самым острым проблемам ЖКХ, затем можно вести речь и о других насущных вопросах - например, о том, как грамотно «войти» в программу «Комфортная городская среда». Завтра состоится первое занятие «Школы жилищного просвещения».
За недобросовестность ответят
А пока суд да дело, администрация намерена обязать как минимум одну управляющую компанию - МУП «Кировская горэлектросеть» - оплатить счета за перетоп вместо жильцов.
- Для меня особенно неприятно, что пять из этих домов обслуживаются муниципальной управляющей компанией, - заявил на брифинге для журналистов Юрий Кузин. - Мы приняли решение: если по результатам комиссионного обследования будет выявлена вина УК в тепловых потерях (визуально ее признаки налицо, но комиссия должна это зафиксировать), МУП примет на себя те обязательства, которые предъявлены сейчас жильцам за перетопы. Но, подчеркну, это еще предстоит оформить юридически. Такое же предложение будет высказано в адрес других УК, которые некачественно и, я бы даже сказал, безответственно содержали жилфонд.
Со стороны городских властей, как пояснил глава администрации, это не попытка найти виновных («вина и так очевидна»), а стремление устранить проблемы, которые приводят к тепловым потерям и огромным расходам для жильцов.
- Наша задача - разобраться и навести порядок, - подчеркнул он. - И не только в пятидесяти самых проблемных домах. Весь жилфонд выглядит немногим лучше. Нужно наводить порядок в ЖКХ.
Еще одно немаловажное решение: жители Кировска, получившие счет с корректировкой платы за отопление, сохранят право на субсидии при оплате коммунальных услуг, даже если у них нет возможности погасить образовавшийся долг сразу. Для этого необходимо обратиться в клиентский центр Апатитской ТЭЦ и заключить соглашение о рассрочке. И тогда можно будет выплачивать суммы, выставленные в счетах-корректировках, долями в течение года - без пени, не накапливая задолженность.
Понятно и прозрачно
Кроме того, администрация города намерена убедить управляющие компании в необходимости выработать единые общие стандарты содержания и обслуживания жилого фонда. Для каждого дома должна быть определена программа работ - текущих ремонтных, эксплуатационных и, самое главное, регламентных - с определением стандарта и оценкой их стоимости. А также, разумеется, работ капитального характера.
- Все это должно быть выстроено в единую систему обслуживания жилфонда, понятную для владельцев и квартиросъемщиков, прозрачную по стоимости и контролируемую со всех сторон - по срокам и объему проведения ремонтных работ и, самое главное, по качеству, - подчеркнул Юрий Кузин. - И очень важно, чтобы люди видели эффект. Восстановить теплоизоляцию, устранить аварийность, провести регулировку, смонтировать теплообменник - тогда жильцы увидят разницу: сколько платили и сколько стали платить. Это та цель, которую мы определяем.
И под конец приведу вопрос сити-менеджера, что называется, на засыпку:
- А куда деньги-то деваются? При достаточно высоких ставках, при неплохом проценте сбора на текущее содержание деньги в жилфонд не вкладываются. Вопрос - к управляющим компаниям. С этим тоже надо разбираться.