В 1759 году в светлую шотландскую голову генерала Мелвилла пришла простая мысль: а что если корабельные орудия укоротить до разумного минимума? Тогда и система подешевеет, и масса пушки резко уменьшится, и заряжать станет легче. А к ядру еще и бомбу можно будет присовокупить. Получится совсем универсально. По материалам экономия выйдет. Ну а на флоте особой дальности не надо – чтобы нанести хоть какой-то вред друг другу, корабли сходились предельно близко, где ни точность, ни дальность роли уже не играли. В расчет шли скорость перезарядки и масса залпа. Так и появилась на свет коронада – укороченная пушка.
Не сказать, чтобы коронада решала все проблемы – недостатки у нее имелись. И серьезные. Самый главный – пожароопасность. По причине укороченного ствола – бывало, что не успевшие сгореть внутри канала остатки пыжа и пороха поджигали корабль. Но с такой опасностью вынужденно мирились. Все же преимуществ по итогам выходило больше.
В России для артиллерии важной эпохой стало время руководства ею П. И. Шуваловым. Надо сказать, что в его бытность новых систем приняли на вооружение немало. И их все скопом часто называют единорогами – по причине замены дельфинов орудия (это такие скобы поверх ствола для транспортировки) на единорогов – часть дворянского герба Шувалова. На самом деле истинный единорог всего один. И напрасно к нему приплетают "секретную гафуницу" (гаубицу) и "близнят".
Гаубица Шувалова была, по сути, возвратом к архаичной дробовой пушке. Только канал ствола у нее был не цилиндрический, а овальный. Для пущего разлета картечи. В результате дороговизна, сложность изготовления и полная неспособность стрелять чем-то другим, кроме как картечью. Хотя и та разлеталась не шибко широко. Словом, придумка эта ну ни как не годилась на роль революционного вооружения.
Так и с близнятами – две пушки на одном лафете. Залп гранатой или картечью выглядел внушительно, но ведь сразу-то потом приходилось заряжать оба ствола – причем, только поодиночке. Получалось заметно медленнее, чем манипулировать с двумя отдельными орудиями.
Вот и вышло, что все, что придумал сам Шувалов, не прижилось – все сняли с вооружения сразу после его смерти и постарались о тех придумках забыть (вполне справедливо). Но единорог, который просто стал известен под его именем, но был изобретен Даниловым и Мартыновым, оказался действительно любопытным оружием.
Прежде всего, базовой выступила все та самая концепция укороченной пушки. Но только сформулирована на два года раньше коронады. И, вероятно, первая в мире пушка-гаубица. Укороченное орудие для полевой баталии подошло как никакое иное – и стрелять можно любыми снарядами того времени, и веса не сильно много. А главная изюминка – коническая зарядная камора.
В то время вариантов сверловки ствола как-то придумали не сильно много. Это или цилиндр (чаще у пушек), или два последовательных цилиндра (чаще гаубичные системы). То есть зарядная камора довольно узкая (чтобы снаряд не приминал порох), а потом идет более широкий ствол. И как результат – длина ствола гаубицы ограничена длиной рук человеческих. Поскольку картуз с порохом требовалось довольно точно поместить в этот самый дальний меньший цилиндр. Иначе могли случиться неприятности.
А в единороге Шувалова проблема решалась проще – картузы с метательным составом просто проталкивали банником как можно дальше. И они как бы сами центровались – кроме как на дно конуса им и попадать некуда. Как следствие – единорог при большей длине ствола заряжался в два раза быстрее традиционной гаубицы. И раза в полтора поспешнее, чем привычная полевая пушка – по причине укороченного ствола. Не говоря уж об универсальности и меньшей массе (чем у пушки). Говорят, единороги очень не понравились Наполеону – уж очень потрепали его войска во время кампании 1812 года. Это при том, что и сам Бонапарт создал неплохие артиллерийские войска – уж ему-то не требовалось объяснять, что нужно пушкарям.
Оставалось только увеличить калибр единорога. Для доведения его до стандартов флота. Что вскоре и было исполнено. В 1822 году это сделал Пексан, скрестив пушку с коронадой (чуть удлинив и крепко увеличив калибр) и приспособив гибрид под стрельбу бомбами серьезного размера (в простой пушке пустотелые снаряды разрушались при выстреле). Англия и Россия отставать не стали. Новинка почти в полном объеме уходила на флот. Тежеленные бомбы при выстреле в противника застревали в бортах деревянных кораблей и взрывались, нанося страшные повреждения, которые не выдерживал ни один парусник.
× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez
Увы, бомбические орудия стали пиком развития гладкоствольных дульнозарядных систем на дымном порохе. Уже приходили металлические пароходы на смену деревянным парусникам, так что вскоре пушкам снова пришлось удлинять стволы и наращивать калибр. Но черный дымный порох для тех реалий подходил уже плохо. Его эпоха проходила, как и время дерева в кораблестроении. Требовались иные решения и иные принципы, окончательно сформулированные уже только в ХХ столетии.