Найти в Дзене
Большая Азия

Сикорский, которого мы потеряли

Оглавление

Удивительное дело - американскую авиапромышленность поднимал россиянин. Имя его — Игорь Сикорский, которого в США также считают и отцом американского вертолетостроения.

Игорь Сикорский относится к числу невосполнимых потерь, понесенных нашей страной в ХХ веке. В том же ряду – добровольно эмигрировавший художник Марк Шагал, принудительно высланный философ Николай Бердяев, «добровольно-принудительно» сгинувший в ГУЛАГе поэт Осип Мандельштам. И таких талантливых россиян, покинувших Родину, - не счесть. Как писал В.С. Высоцкий: "Их было много - всех не перечесть..." Многие из них так и остались никому неизвестными вдали от России — кто-то ушел из жизни в нищете, кто-то в достатке. А кто-то всю жизнь сожалел о случившемся — некоторые эмигранты-россияне, хлебнув «зарубежных киселей», вернулись обратно, для других это желание так и осталось несбыточной мечтой. Однако многие наши соотечественники на чужбине познали славу, почет и уважение, их имена вписаны золотыми буквами в историю тех стран, которые стали их второй Отчизной. Хотя и говорят, что Родина, как и мать, у каждого всегда одна. Игорь Сикорский — один из тех людей, чье имя на устах не только в США, но и во всем мире. Богата талантами земля российская, если может так щедро ими разбрасываться…


Мистер Вертолет - Игорь Сикорский. Фото: nashiusa.com 
Мистер Вертолет - Игорь Сикорский. Фото: nashiusa.com 

У многих советских людей приближение к Сикорскому начиналось с литературы. Так, эта фамилия встречалась у братьев Стругацких – Рудольф Сикорски, главный кагэбэшник Земли коммунарского XXII века, личность характерная, хотя немного зловещая. Потом был Василий Аксенов и его «Остров Крым», еще в самиздате. И аллюзии более чем прозрачные: «местный авиакомплекс «Сикорский», «сверхвысотный вертолет «Дрозд». Но все равно, советскому подростку словосочетание «Игорь Сикорский» по большому счету не говорило ровным счетом ничего…

Прозрение наступило позже - в раннюю перестройку. Тогда в журнале «Техника – молодежи» появилась статья под названием «Тайны крылатых «С», автор которой робко приоткрыл масштабы личности великого изобретателя — Игоря Сикорского, талантливейшего конструктора, покинувшего Россию и нашедшего всемирную славу вдали от Родины.


Самый первый самолет из серии "С" Игоря Сикорского. Фото: rp-net.ru
Самый первый самолет из серии "С" Игоря Сикорского. Фото: rp-net.ru

Золотой мальчик

Воистину, личность Игоря Сикорского поражает. В 1911 году он, конструктор и пилот в одном лице, строит самолет С-5 и устанавливает на нем четыре всероссийских рекорда скорости. На минуточку, Сикорскому в 1911-м 22 года… Студент-недоучка сделал то, что оказалось не под силу многим талантливым изобретателям… Правда, он успел уже съездить в Париж и Берлин, а в Париже даже «увел» перспективный авиамотор у Луи Блерио – того самого, первым перелетевшего через Ла-Манш. Что называется таланты в сочетании с финансовыми возможностями: папа Сикорского был известным в Российской империи психиатром.

Игорь Сикорский на изобретенным им аэроплане. Фото: hystory.mediasole.ru 
Игорь Сикорский на изобретенным им аэроплане. Фото: hystory.mediasole.ru 

Дальше – больше. Сикорский строит самолет С-6 – первый в мире аэроплан с закрытой кабиной – и устанавливает на нем уже не всероссийский, а мировой рекорд скорости при полете с двумя пассажирами, получает большую золотую медаль Московской воздухоплавательной выставки, почетную медаль Русского технического общества и… удостоверение Международной авиационной федерации за номером 64.

В 1912-м Игорь Сикорский, человек хоть и с паспортом, но без диплома, становится главным конструктором авиационного отдела Русско-Балтийского завода. А это, без малейшего преувеличения, флагман российского самолетостроения. И командующим стратегически важным направлением назначается 23-летний паренек.

Богатыри земли русской

23 года – и такая блестящая карьера! И ведь это было только началом. Год спустя (24 года – тут каждый месяц значим, история знает немного людей, настолько успешных в таком раннем возрасте: Моцарт, Гаусс, например) Сикорский строит самолет «Гранд». 13 мая 1913 года. «Гранд» поднимается в воздух. Первый в мире четырехмоторный аэроплан. И не только первый, но и самый тяжелый, самый большой, самый грузоподъемный. Российский император осматривает «Гранд», остается доволен и награждает изобретателя золотыми часами.

Еще бы – в области авиастроения Россия оказывается впереди планеты всей. Схожие по характеристикам самолеты появляются в Германии, Франции и Англии только к концу Первой мировой. Но и они уступали «Витязям».

«Русский витязь» - так назывался второй многомоторный самолет, построенный по чертежам Сикорского. А дальше в серию пошли «Ильи Муромцы» – под этим именем тяжелые аэропланы-бомбардировщики и вошли в историю.


Многомоторный самолет "Русский витязь". Фото: инфоглаз.рф
Многомоторный самолет "Русский витязь". Фото: инфоглаз.рф

Кстати, тут всероссийский самодержец оказался прозорливее конструктора-недоучки Сикорского. Николай II сразу разглядел потенциал «Гранда»: с минимальными доработками самолет становился первым в мире стратегическим бомбардировщиком. Грубо говоря, аналогом американских Б-52, российских Ту-22, да и, пожалуй, всех баллистических ракет в придачу. Смешно, конечно, сравнивать, но по меркам 1913-го новые самолеты были супероружием.

У самого же Сикорского ничего такого воинственного и в мыслях не было. Он честно хотел сделать хороший пассажирский самолет, перевозить людей и грузы из одного места в другое. В условиях второй главной российской беды – плохих дорог, нововведение как нельзя более нужное и полезное.

Поэтому салон «Русского витязя» был отделан с умом и изяществом. Диван, четыре стула, кофейный столик, гардероб и даже умывальник. Просторно и со всеми мыслимыми удобствами. А при желании пассажиры могли выходить подышать свежим воздухом на носовой балкон над пилотской кабиной – скорости пока еще позволяли. Потом, когда аэропланы «перепрофилировали» в бомбардировщики, их салоны оставались самыми комфортабельными среди всех военных самолетов того времени. Да и до сих пор, наверное, не знают себе равных…


Тяжелый аэроплан-бомбардировщик "Илья Муромец". Фото: scale-model-aircraft.com
Тяжелый аэроплан-бомбардировщик "Илья Муромец". Фото: scale-model-aircraft.com

Жаль, конечно, что оригиналы «Ильи Муромца» не сохранились - копии все-таки никак не могут повторить оригинал. Остались лишь старые снимки. Широкие коридоры. Просторный салон. Большие светлые окна. Рубка с морским штурвалом. Похоже, Сикорский стремился именно что к летучему кораблю. Он его еще воплотит в жизнь, но чуть позже.

Пока же он сам испытывает свои самолеты – и «Гранд», и «Русский Витязь», ставит на них все новые рекорды, катает депутатов Государственной думы, обгоняет паровоз на знаменитой трассе из Петербурга в Москву… Ему еще нет двадцати пяти. Только он «разменивает четвертак», как начинается война. Первая мировая, кем-то сдуру названная империалистической.

Летучие корабли

К 1917-му, к точке распада всего и вся, Россия успела построить 85 самолетов типа «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского. Они образовали «Эскадру воздушных кораблей» – первое в мире (рассказывая о Сикорском, от этого словосочетания не спастись) соединение стратегической авиации.

О подвигах «Муромцев» в ту войну можно писать долго. Эскадра покрыла себя славой, потеряла в бою только один самолет (правда, по «техническим» причинам было уничтожено куда как больше машин), сбросила энное количество пудов бомб, налетала энное количество часов, сбила не менее десяти вражеских аэропланов… Но нам интереснее «отец» эскадры, все еще молодой человек Игорь Сикорский. Ему завидовали, против него интриговали, его в лучшем случае не понимали. А он терпел. Испытывал машины, лично учил летчиков – «летунов», как их тогда называли; справиться с огромным четырехмоторным монстром было непросто.


Игорю Сикорскому 25 лет. Фото: flickr.com
Игорю Сикорскому 25 лет. Фото: flickr.com

Что характерно, у самого Сикорского на «Муромцах» не было ни одной аварии… Не было аварий и потом, хотя летчик-испытатель Игорь Сикорский поднял в воздух практически все из шестидесяти с лишним летательных аппаратов, созданных Сикорским-конструктором. Его машины били другие, бездушные железяки любили своего создателя.

Интриги против себя Сикорский, конечно, переживал, но никаких «контрударов» не предпринимал, хотя обладал и властью, и полномочиями. Он вообще, похоже, был на редкость приличным человеком. Никто из его коллег – а зависть в авиационных кругах дело обычное – не отзывался о нем плохо.

Эмигрант

Игорь Сикорский был скуп на проявление эмоций. Из всего, что осталось нам в дневниковых записях и газетных публикациях того далекого времени, Сикорского «прорывает» один только раз: когда разбивается капитан Петр Нестеров, гениальный летчик и друг еще по довоенным временам. «Хладнокровие и выдержка, наряду с величайшей готовностью совершить любой подвиг, отличительная черта его характера, поражали всех близких, знавших его. То, на что другие люди способны при сильном возбуждении, хотя бы патриотическом, Нестеров делал спокойно, размеренно, с полным сознанием совершаемого». Получается, что хладнокровие и размеренность Сикорский ставил выше всех остальных добродетелей…


Самолет Игоря Сикорского S-29A. Фото: 1000aircraftphotos.com
Самолет Игоря Сикорского S-29A. Фото: 1000aircraftphotos.com

И то, и другое в полной мере пригодились ему в 1917-м. Он не принял революцию – без пафоса, без надрыва. Просто понял, что нечего ему делать в России. И уехал. Сперва во Францию – союзники по Антанте передраться были готовы, чтобы только заполучить гениального авиаконструктора. Потом переехал в США. И… неожиданно остался не у дел. Война кончилась, а власти держав-победительниц понятия не имели, что им теперь делать с огромным авиационным парком и армией летчиков.

Сикорский преподавал, еще как-то зарабатывал на жизнь. Не жаловался, если и тосковал по России, то очень тихо, про себя. Надеялся на лучшее. И не прогадал. Ему помогла русская община, в частности, Сергей Рахманинов. Сикорский создал собственную фирму и построил первую свою «заокеанскую» машину – двухмоторный пассажирский самолет S-29. Латинская литера «S» на крыльях и фюзеляже навсегда сменила русскую «С». Как водилось у Сикорского, S-29 получился лучшим в своем классе, самым большим аэропланом американского производства, ну и так далее…


Самолет-амфибия S-42. 1930-е годы. Фото: en.wikipedia.org
Самолет-амфибия S-42. 1930-е годы. Фото: en.wikipedia.org

Рекордных самолетов было еще немало. Одно время Сикорский увлекся строительством летающих лодок, самолетов-амфибий, и опять-таки стал лучшим из лучших. Он воплотил свою мечту «летучего корабля»: лодки взлетали и садились на воду, комфорт на борту приближался по уровню к каютам класса «люкс» коммерческих судов. Кстати, одна из амфибий Сикорского «засветилась» даже в фильме «Волга-Волга»: хотя советское правительство и заклеймило Сикорского «авиационной белогвардейщиной», но самолеты его покупало довольно охотно. В знаменитой комедии летающая лодка S-43 демонстрировала успехи отечественного авиастроения…

Мистер Вертолет

Потом началась Вторая мировая, и роскошные многоместные воздушные клиперы потеряли актуальность: для них не осталось спокойных маршрутов. Сикорский вернулся к детскому увлечению геликоптерами и снова завоевал всемирную славу: первые вертолеты, запущенные в серийное производство, вышли с заводов его компании (кстати, при приеме на работу предпочтение он отдавал соотечественникам – то ли по зову крови, то ли потому, что с «белоэмигрантами» ему было проще находить общий язык). Вертолеты Сикорского успели даже повоевать во Второй мировой и уж во всяком случае прошли всю Корейскую войну. Они спасали людей: в основном «винтокрылые «С» использовались для вывоза раненых. Конструктор и здесь остался верен себе: не оружие он разрабатывал, а средство облегчить страдания людей. Может быть, именно поэтому среди его созданий так мало машин утилитарно-военного назначения.


Один из первых вертолетов Игоря Сикорского. Фото: patrasevents.gr 
Один из первых вертолетов Игоря Сикорского. Фото: patrasevents.gr 

«Мистер Вертолет» - так его окрестила американская пресса. Совершенно обоснованно. Снова Сикорскому никуда не деться от «самости»: самый продаваемый вертолет, самый вместительный, самый грузоподъемный, самый высотный (Аксенов знал, о чем писал!), первый в мире вертолет-кран, первый в мире представительский вертолет. На последнем Кеннеди катал над Америкой Хрущева – Хрущев пришел в восторг и заказал парочку машин для неотложных нужд членов Политбюро.

Пройдет еще немало лет, прежде чем советские конструкторы из КБ Миля и Камова смогут побить рекорды Сикорского. Но самого Игоря Ивановича к тому времени уже не будет в живых. Он уйдет из жизни тихо, в 1972 году, умрет во сне в собственном доме в Коннектикуте - владелец солидного пакета акций одной из ведущих авиастроительных компаний мира, лауреат медалей Гугенхайма, Уатта и Фрица (кроме Сикорского медали Фрица удостоился только один авиатор – Орвилл Райт). Имя Сикорского записано на скрижалях Национального зала славы изобретателей США – наряду с Пастером, Ферма и Эдисоном.

Ещё больше новостей — на сайте телеканала "Большая Азия"! Ждём вас!>>>

Оставайтесь с "Большой Азией"! Подписывайтесь на наш канал в Дзен!