Музей русского импрессионизма создан коллекционером Борисом Минцем, и это – половина ответа на заданный вопрос. Частные музеи принципиально отличаются от государственных: интерактивность, современные технологии, образовательные программы, дружелюбие персонала, целостность коллекций, качество освещения, лояльность к детям...
В коллекции есть работы Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона и Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и Александра Герасимова...
На меня самое большое впечатление произвели эти полотна:
Серов писал: «Всё, что я добивался, это той особой свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». И ему это удалось! Посмотрите, сколько в этом этюде лёгкости, почувствуйте лёгкий ветер, который раскачивает старую деревянную створку окна... Серов написал этюд окна в рамках подготовки к портрету своей возлюбленной Ольги Трубниковой. Он с нетерпением и радостью в груди ждёт встречи, – и этюд этой радостью пронизан.
Шемякин – ученик Серова. Владимир Маяковский назвал Шемякина реалистом-импрессионистом-кубистом. Кубистского влияния в картине, пожалуй, нет, а вот сочетание реализма с импрессионизмом рождает светлый, лёгкий, динамичный образ. Посмотрите, Сонечка (о которой мы не знаем ничего, кроме имени) будто бы только что присела и вот-вот вспорхнёт обратно. Эта лёгкость роднит "Сонечку" с "Жанной Самари" (1877 год) кисти французского импрессиониста Ренуара.
К Рождеству дом Шемякина украшали весенними цветами. Сын художника, Михаил Михайлович Шемякин, вспоминал: «Ёлка была большая. <…> В гостиной было много живых растений и цветов: большой фикус, гортензии, кактусы, гиацинты. Мы, дети <…> ждали у дверей в большой соседней комнате – «зале». Папа распахивал высокие двери, и перед нами являлась ёлка, во всем её блеске и сиянии!». Я очень люблю гиацинты: нежные, но тяжеловесные и оттого хрупкие цветы. Шемякин передал и их нежность, и их тяжесть, и волшебную торжественность рождественской ночи: цветы на фоне тёмного окна высвечены дрожащими свечами, и это делает картину гипнотически живой.
Чем хорош музей, кроме коллекции?
Музей дружелюбен к инвалидам: есть огромный лифт, есть гипсовые барельефы, которые позволяют "увидеть" руками картины и скульптуры. Это открывает мир искусства тем, кто потерял зрение или видит крайне плохо. Я разговаривала со слепыми, они сказали, что такое решение мало что даёт людям, слепым от рождения, но для тех, кто помнит, как выглядит этот мир, такие барельефы бесценны.
Многие картины можно "понюхать". Колбочки с ароматами добавляют интерактивности (что очень важно для детей) и помогают погрузиться в мир, который создаёт для нас художник.
В залах несколько интерактивных панелей. Моих братьев увлекла панель, посвящённая цвету. Как из базовых красного, синего и жёлтого получается полный спектр? Жёлтый и красный потоки смешиваются в стеклянной вазе, – и появляется зелёный. А потом можно раскрасить бабочку, и она будет порхать по экрану. Эффект 3D добавляет зрелищности. Дети в восторге!
В музее регулярно проходят мероприятия для взрослых, детей от 0 до 12 лет, инвалидов и иностранцев. Экскурсии на жестовом языке, квесты, мастер-классы, лекции, интерактивные спектакли... Мои мальчишки полтора часа носились по музею, выполняли задания, в непринуждённой форме знакомились с прекрасным, создавали альтернативные версии картин из музейной коллекции, зарабатывали "музейки" – местную валюту – и потом на аукционе покупали за них раскраски, книжки и закладки. А я с чистой совестью нырнула в выставку Давида Бурлюка. О ней я вам расскажу в следующей статье.
А вы в какие музеи с детьми ходите?