«Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» – Владимир Нильсен вложил в эти фильмы уйму гениальных находок, хотя режиссёром значится другой, коллега по съёмочной площадке. Тот другой, присвоил себе все достижения талантливого сценариста и оператора. А его жизнь была раздавлена безжалостным маховиком репрессий...
Владимир Семёнович Нильсен (настоящее имя Владимир Соломонович Альпер)родился 3 марта 1906 года в Санкт-Петербурге. Отец был крупным инженером на фабрике в Санкт-Петербурге. Впервые Володя попал в синематограф в возрасте десяти лет. Его так потрясло увиденное чудо, что с тех пор мальчик буквально заболел операторским искусством...
Спустя несколько лет сын известного в Санкт-Петербурге инженера, Владимир был объявлен «классово чуждым элементом» и отчислен в начале 1923 года с первого курса физико-математического факультета Петроградского университета. И тогда Володя отправился в Германию. Нелегально перешел границу и обосновался в Берлине. Он великолепно владел несколькими языками, что позволило юноше успешно поступить в Штрелиц-Мекленбургский политехникум и получить базовое техническое образование. Профессию оператора Владимир Альпер освоил самостоятельно, на практике. Он работал как кинохроникер на нескольких немецких кинофабриках, в частных организациях и даже вступил в профсоюз работников немецкого кино. В Берлине он жил, выдавая себя за шведа по фамилии Нильсен.
Весной 1926 года в Берлине произвела фурор кинолента Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“». Владимир присутствовал на одном из закрытых просмотров, организованном по инициативе советского Торгпредства и познакомился с Сергеем Эйзенштейном. И сразу решил, что обязательно должен сотрудничать с таким талантливым режиссёром и учиться у Эйзенштейна всем премудростям киношного ремесла.
Ради этого в 1927 году Владимир Нильсен вернулся в Советский Союз и стал работать над картинами рядом со своим учителем.
В 1927 году Владимир Нильсен встречает свою настоящую любовь – балерину Большого театра Итту Пензо (Ида Петровна Пензо) и женится на ней. Итальянская подданная – несмотря на то, что родилась и училась в России, она жила в Москве по «виду на жительство в СССР для иностранцев».
Несмотря на активную общественную работу, его социальное происхождение, незаконный выезд и проживание за границей, членство в Компартии Германии и женитьба на подданной «буржуазного» государства рассматривались сотрудниками ОГПУ и НКВД как обстоятельства, вызывающие недоверие и подозрение, в итоге приведшие к трагическим последствиям – приговор суда: «Три года ссылки в северный край». Пензо любила Нильсена и, как декабристка, последовала за ним в ссылку. Последующие два года провели в Няндоме, около Вологды, а потом в Коми-Пермяцком округе в городе Кудымкаре.
В 1933 году Нильсен с женой возвращаются в Москву.
Когда была задумана постановка картины «Весёлые ребята», режиссёром был назначен один из преуспевающих учеников Эйзенштейна Григорий Александров. Утёсов настоял, чтобы авторами сценария «Весёлых ребят» были Николай Эрдман и Владимир Маас, а композитором был Исаак Дунаевский. Оператором был назначен Владимир Нильсен. Так у Нильсена с Александровым началось продолжительное сотрудничество – плодотворное и мучительное одновременно, скорее, соперничество двух талантливых людей.
Именно Владимир Нильсен впервые в нашем кино снял знаменитый проход главного героя картины движущейся камерой (эпизод «Легко на сердце от песни веселой») - камера летела рядом, пританцовывая в ритм музыки Дунаевского. Это по его идее Костя Потехин играет, когда ласточки рассаживаются на проводах в виде нот. Сцена потасовки участников оркестра – тоже детище оператора. То, что фильм практически полностью «сделал» Нильсен, а не Александров, видела вся съёмочная команда. С помощью транспарантной съёмки он снимал эпизоды у Большого театра и на его сцене. В «Весёлых ребятах» свою первую лирическую роль в кино сыграла Любовь Орлова.
Самой выдающейся работой оператора стала картина «Волга-Волга». Пересматривая «Волгу-Волгу», и сегодня восхищаемся кадрами песенки старого лоцмана-Володина, снятыми словно с воды. Словно камера летает вокруг парохода с волшебным именем «Севрюга». Тогда Нильсен впервые применил метод рир-проекции и транспарантной съёмки.
Ещё в 1936 году Нильсен предупредил Александрова: “В следующем фильме, в роли Стрелки, лихой почтальонши, будет сниматься другая молодая актриса.”. Александров не на шутку возмутился и резко заявил ему: “Орловой поклоняется вся страна, и её любит как актрису товарищ Сталин”. И Владимир уступил ему, сказав серьезно, но как всегда шутливо: “Чтобы снимать Любу, нужно быть гением”». Сама актриса спрашивала Нильсена: «Мурзилка, это моя последняя с тобой картина? Или моя последняя молодая роль?».
В начале 1937 года за работу над документальным фильмом о Сталине Нильсен был удостоен ордена «Знак Почета» и личного автомобиля. После съёмок «Волги-Волги», когда Владимир с женой вернулись с Урала в Москву, они поселились в одном из гостиничных номеров. Последнюю запись в своем дневнике, который всегда находился рядом с его кроватью, Владимир Семенович Нильсен сделал 7 октября 1937 года в московской гостинице «Метрополь».
Вечером 8 октября 1937 года Владимир Семёнович Нильсен был арестован. Осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по статье «шпионаж» и 20 января 1938 года расстрелян. Место захоронения: Бутово-Коммунарка. В.С. Нильсен реабилитирован 16 мая 1956 года определением Военной коллегии Верховного суда СССР.
Из титров фильмов, над которыми трудился оператор, упоминание о нём вырезали. Этого имени в титрах нет и поныне.
Благодарю за внимание! Надеюсь, лайк заслужила. Буду рада новым подписчикам!