Великая Отечественная Война - трагедия, скорбь, горе и слава, которые не могут не волновать людей моего поколения. Я родился после войны и войны не видел. Но все члены моей семьи воевали на ее фронтах. Дед воевал на Сталинградском фронте. Отец воевал с первого до самого последнего дня войны в передовых частях Советской армии. Мама пережила самые страшные дни блокады в Ленинграде, а когда появилась возможность, пошла на войну. Она познакомилась с моим отцом на Волховском фронте.
У моих родителей было много фронтовых друзей. Я знал их всех. Они часто встречались по революционным и военным праздникам у нас дома. Это были удивительно светлые, жизнерадостные, веселые люди. Война выжгла из их душ все второстепенное, наносное, неважное, оставив только веру справедливость, за которую они воевали. Мне в детстве было удивительно интересно слушать их рассказы и песни, которые звучат в моей душе до сих пор.
Самым тяжелым и святым делом для этих людей были встречи с родными и близкими погибших боевых товарищей. Строки стихотворений фронтовиков Б.Окуджавы и А.Твардовского как нельзя лучше передают это чувство.
В душах каждого из этих людей тлел вопрос, на который не было ответа: «Что я скажу твоим домашним?». В их сознании присутствовала трагическая недосказанность Твардовского «Речь не о том, но все же, все же, все же...».
Каждый из них был уверен в том, что ему фантастически повезло в том, что именно он вернулся с войны живым. Из 25 молодых людей, окончивших десятый класс в 1938 году вместе с моим отцом, с войны вернулись только трое.
Веру в свое фантастическое везенье эти люди подкрепляли рассказами о фронтовых эпизодах, в которых им приходилось участвовать. Каждый из фронтовиков имел в арсенале не одну историю, в которой уцелеть было невозможно, но вопреки всему герой оставался жив и здоров. Кто-то из друзей моих родителей назвал такие истории теорией военной невероятности.
Военная невероятность №1
В сентябре 1943 года была закончена тяжелая операция по форсированию Днепра. Советские войска вышли в украинские степи и начали продвигаться на запад.
Быстрое продвижение вперед требовало поддержания устойчивой связи между войсковыми соединениями и генштабом. Для этого использовались мощные для того времени радиостанции РАТ. Эта радиостанция в мобильном варианте размещалась на трех автомобилях (один «ЗИС-6» и двух «ЗИС-5»).
Одной из таких радиостанций командовал старший лейтенант войск связи Валерий Анатольевич. Во время движения он находился в кабине той машины, где были расположены приемник и передатчик радиостанции. Передвижение в ночные часы по ряду причин выполнить не удалось. Двигаться вслед за линией фронта пришлось днем по степи. Несмотря на позднюю осень в тот день погода стояла отличная. Видимость была полная. Заметить автомобили с воздуха было просто. Укрыться было негде.
В то время сопротивление немцев было еще до конца не сломлено. У них еще оставались резервы. Они отчаянно сопротивлялись нашему наступлению. Колонна автомобилей попала в поле зрения немецких стервятников. Они передали координаты минометчикам. Начался минометный обстрел.
Фронтовик Семен Гудзенко в 1942 году писал об этом так:
«Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв - и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо...».
На этот раз смерть мимо не прошла. Мина попала в кунг, где находилась радиостанция, и взорвалась. Экипаж радиостанции, состоящий из трех человек, и водитель автомобиля погибли на месте.
Провидение сохранило жизнь только одному старшему лейтенанту, который сидел плечом к плечу с водителем. Фантастикой было то, что он не было ни ранения, ни контузии! Валерий Анатольевич рассказал о том, что после взрыва обнаружил распоротую на боку осколком шинель и срезанный с левого плеча погон.
Это нереальное везенье, объяснялось, по-видимому, тем, что он со спины был прикрыт блоками радиостанции, стоявшими в кузове. Их корпуса были сделаны из стали. Они ослабили ударную волну и блокировали мелкие осколки.
Математическая теория вероятностей предсказывает в подобных случаях 100% летальный исход. Но в данном случае для одного из пятерых связистов ангел-хранитель включил законы военной невероятности, которые никакими известными фактами из области естествознания или оккультизма объяснить невозможно.
Е.В. Секо
Я благодарю читателя моего канала, Евгения Валерьевича Секо, за прекрасную и правдивую историю. В реальных воспоминаниях фронтовиков мало героического, но тем и великолепны эти рассказы, что именно в них мы видим настоящую правда той войны. Друзья, если у вас есть интересные истории, или воспоминания ваших родственников, вы можете их присылать на адрес: yarovikov.serg@yandex.ru