Еще лет 150 назад на Кавказе девушек и даже девочек лет 6-7 продавали их отцы и братья зажиточным феодалам в роли наложниц. Их называли номылус.
Наложницами богатых осетинов становились не какие-то иноземные пленницы, в большинстве своем это были такие же осетинки, но из более бедных слоев общества, из бедных крестьян. Девочек и девушек их родные буквально продавали феодалам за хороший выкуп. Те попадали в их дом в качестве служанок, но документально при этом не теряли свободы, хотя и обязаны были во всем слушаться своего хозяина.
Если девушки были половозрелыми, то хозяин жил с ними, как со своими наложницами. Хотя в списках всех членов семьи и их рабочих они указывались просто служанками. У каждого зажиточного осетинского феодала была одна такая побочная, вторая жена — номылус. Однако с ней у него не было никакой нужды заключать никах. Она и так вроде как принадлежал ему.
Институт наложниц существовал во многих государствах. В Османской империи, Персии, Китае и многих-многих других. Вот только с предназначением номылус все было немного по-другому. Ее феодал покупал не просто как игрушку для развлечения или для продолжения рода, а для рождения рабочей силы, которая в будущем работала бы у него в хозяйстве.
Да-да, именно так. В горных районах у феодалов был постоянный дефицит «рабочих кадров», холопов не хватало. А номылус рожала тех, кто обязан был трудиться на феодала, пока тот не умрет. Дети этих наложниц назывались кавдасарды. Они получали свободу только после смерти своего отца-хозяина и могли претендовать на небольшой кусочек земли в наследство.
Фактически номылус являлась кем-то вроде узаконенной любовницы. Ее называли еще «именной женой», но для рождения настоящих, свободных наследников и продолжателей рода феодал женился на своей ровне, знатной даме того же сословия. Интересно, что не всегда знатная дама появлялась раньше, чем номылус, но всегда она была главнее наложницы. Пусть даже ту искренне сильно любил ее супруг.
А ведь такие истории были, когда номылус становились очень близки со своими хозяевами. Но грань всегда существовала. И дети номылус были не ровня детям от знатной супруги феодала. И эта разница очень ощущалась при их общении. Так, дети номылус в присутствии даже младших «законных» детей хозяина никогда не садились, не кушали с ним за одним столом и т. д.
Иногда феодалы покупали за двойной калым девушек, чтобы перевести их из свободных женщин в холопки. Хотя это и было не совсем законно. Для чего это делалось, для чего было переплачивать? А дело в том, что в этом случае он становился полноправным хозяином девушки, мог ее кому-нибудь подарить, отдать в наследство своим детям. Номылус же нельзя было никому подарить, принудить к отношениям с кем-то, кроме ее хозяина. После его смерти, она вместе с детьми становилась свободной. Вот такое своеобразное многоженство было у осетин. Номылус исчезли в 60-х годах 19 века, благодаря масштабным государственным реформам.
Это интересно
Кстати, зажиточные крестьяне среди осетин царской России тоже иногда брали вторых жен. Но намного реже, чем феодалы, конечно же. Не было материальных возможностей. Вторая жена была нужна крестьянину в случае болезни и старости первой, если она не могла нормально справляться по хозяйству самостоятельно. Тогда ее функции брала на себя вторая жена. Другая причина взятия второй жены — бесплодие первой или рождение у нее одних лишь дочерей. Также вторую жену могли взять, если это была жена (вдова) умершего брата (обычай левирата).
Если вам понравилась статья, нажимайте "палец вверх" (лайк) и подписывайтесь на канал "Тайны Востока":)