Найти тему
Мастерская Левши

О ката, и зачем они нужны (разъяснение)

Ката, в переводе с японского "форма" - главный способ передачи достоверных знаний в воинском искусстве Востока. Зная это, тем более странно видеть вопиющую профанацию этого понятия в современных боевых искусствах, в особенности ориентированных на спорт.


Каждому ката обязательно соответствует такая штука, как бункай. Бункай проще всего перевести как "инструкция по эксплуатации".

Т.е. никакого мистического ореола это понятие не несёт. Например, покупаете вы стиральную машину, и к ней идёт бункай - т.е. такая книжечка с описанием функций и особенностей данной модели.

Далее. Ката, в особенности старые, представляются современному человеку очень запутанными и архаичными, смысла - прямого, простого и понятного - в ката мало, и многие инструктора начинают притягивать за уши свои интерпретации... нет, не ката как таковых, а зачем они вообще нужны. Тут и "бой с тенью", и "сохранение наследия предыдущих мастеров, неприменимое в наши дни", и многое другое, что кроме как ересью и не назовёшь. Что ж, переубеждать человека - только портить. Поэтому я не стану опровергать различные мнения, и просто выскажу своё.

Ката - это заархивированный многомерный массив метаданных.

В каждой ката информации содержится на толстый справочник. Проблема в том (в особенности сейчас), как этот справочник открыть и как его читать. В наше время катастрофически мало людей, способных, и, что важно, согласных копаться в подробностях той или иной ката, и при этом не уснуть. Не привык современный народ думать, по большей части полагая, что наставник должен/обязан/рождён для того, чтобы им всё это разжевать до простого как оглобля солюшена. И который (солюшен) обязательно сделает их мастерами того или иного рукомашества. И часто делают сейчас так: берут ката, учат его "как показали", потом откладывают в сторону (читай: посылают далеко-далеко) и выходят в спарринг или на соревнования с примитивной усреднённой техникой, далёкой как от эффективности, так и от эстетического совершенства.

Про соответствие техники поединка критериям ката я вообще молчу — их просто нет.


Лично я считаю, что такое обращение с наследием прошлых мастеров (без шуток) достойно только порицания. Поскольку это профанация чистой воды. И к тому же, трата времени впустую, поскольку выученная форма не используется ни для чего, кроме различного пошиба показательных выступлений. Т. е. люди сейчас смотрят на корешок книги, стоящей на полке, и пытаются угадать/придумать её содержание. А может быть - и должно быть! - по-другому.
Зная правила работы с ката, можно извлечь из них массу неявной информации, начиная от правильного дыхания и заканчивая тактикой и психологией поведения человека в той или иной ситуации. Кстати, неявным этот пласт информации может назвать только тот, кто не потрудился немного поработать над ката без стремления заработать на этом какие-либо бонусы — т. е. быстрые деньги, быстрый престиж и всё остальное, столь же быстрое, как... гм. Оставлю сравнение на совести читателя.
Так вот, чтобы понять ката, и использовать их с максимальной пользой для себя, нужно всего-то взять одну (одну!) старую форму, найти к ней бункай, и начать её делать. Если уж совсем просто (вот он, солюшен!) то порядок изучения такой: сначала учат именно форму как таковую, без особого вникания в смысл. Для того, чтобы не заснуть на этом этапе, можно перед началом ката вспомнить её бункай, и то не весь, а всего лишь тактическую ситуацию: где сидит/стоит/идёт противник/противники, что он/они делают, и что нужно делать в ответ.

ВНИМАНИЕ! На вопрос, ПОЧЕМУ они стоят там, а не в другом месте, и почему на их атаку надо реагировать так, а не иначе, сейчас отвечать не нужно, и даже вредно.

Ибо распухнет голова от обилия информации. Далее, когда форма движений будет более или менее соответствовать требованиям, можно уже думать о противнике, представлять его перед собой, и думать о ритмике ката, о своевременности контрдействий, о направлении взгляда и прочих, более тонких вещах, которые строятся на прочном основании базовой техники (без базовой техники вы никто, никогда и нигде) и знании предыдущего этапа.
После этого идём дальше — начинали с себя, потом перешли на противника, а теперь расширяемся до пространства вокруг — т. е. в каком месте происходит та или иная тактическая ситуация, что вокруг нас — комната, узкий коридор, мост через реку, лестница и так далее. На этом этапе уже нужно понимать, почему мы атакуем или контратакуем именно указанным способом, а не каким-либо другим. Следующим пунктом мы снова возвращаемся к себе, а именно, к своим собственным кондициям — скорости, силе, координации. Зная ситуацию, которая воспроизводится в ката, мы доводим до оптимума технические элементы — кирпичики, из которых строится поединок. К этому относится и приведение в порядок оружия (если ката с оружием) и одежды (если ката относится к разряду традиционных, то исполняется обязательно в традиционно принятой экипировке). Если этот пункт пропустить, то техника и понимание ката останутся на уровне дилетанта.

Внимание ко всему, даже к таким, казалось бы, мелочам, определяет уровень мастерства.

Далее, от внешнего мы переходим к внутреннему — к отслеживанию своего психического состояния во время воспроизведения данной боевой ситуации. Здесь хочу отметить, что состояние меняется от ката к ката, поскольку различные тактические ситуации коррелируют с индивидуальным жизненным опытом, и им присваивается различный индекс опасности, у каждого разный. Кто-то медленнее, скажем, наносит удар из ножен, кто-то из-за большого роста не может быстро сменить уровень положения центра (уйти вниз), и так далее. Справляться с ситуацией, воспроизводимой в ката, просчитывать положение/действия противника, обеспечивать ясное видение эффективной траектории движения, можно только при помощи внутренних, психических, ресурсов и тренированного внимания. Здесь внутренние категории выходят на первое место. Именно об этом говорится в притче о поединке самурая и чайного мастера. Мастер чайной церемонии в этой ситуации выходит победителем благодаря именно внутренней готовности принять любой исход поединка, вплоть до собственной гибели; и соответствующему состоянию пустоты сознания. Ну, а дальше - приходите, занимайтесь, и увидите: впереди ещё много интересного.