Найти тему
НЕ СИДЕТЬ НА МЕСТЕ

Советское туристическое снаряжение (часть 2)

Первая часть обзора советского туристического снаряжения была лишь затравкой. Встречайте вторую волну ностальгии.

Все мы так или иначе знакомы с советским брезентовым чудом, именуемым в простонародье "Палатка-домик". Материал, из которого делали палатки, имел немало изъянов, но за неимением альтернатив советский турист адаптировался как мог. Весило сие 4-х местное произведение около 12 килограмм (а после дождя еще больше) и при транспортировке доставляло немало хлопот. Ни о каких москитных сетках в те времена речи идти не могло, и чтобы избавиться от насекомых, которые наполнили ваш "домик", хитрые туристы придумывали различные методы. Один из них заключался в том, чтобы наполнить консервную банку травой, поджечь и отправить палатку за 30 минут до сна. Дым выкуривал всех жужжащих и ползающих гадов и через время сам уходил через хорошо дышащий брезент. Считайте, это лайфхак тех лет.

Брезентовая палатка советского образца
Брезентовая палатка советского образца

У многих из вас наверняка еще остались воспоминания о запахе сырого или прелого брезента. Тот еще аромат. И те, кто с этим сталкивался, в обязательном порядке сушили свои палатки ещё на природе (ну, или в домашних условиях).

Палатка "Турист" уже с москиткой и прорезиненным дном
Палатка "Турист" уже с москиткой и прорезиненным дном

Кроме стандартных уже до боли знакомых брезентовых палаток существовали так называемые палатки-багажники и уникальный прицеп-палатка "Скиф".

Автомобильная палатка-багажник АП-1
Автомобильная палатка-багажник АП-1

Автомобильная палатка-багажник АП-1 размещалась на крыше авто и вмещала в себя двух туристов. Мягкий пол, окошко, москитная сетка, водонепроницаемость, портативность и скорость установки – это лишь некоторые из достоинств этой палатки.

Прицеп-палатка "Скиф" – поистине гениальное советское изобретение.

Рекламный буклет прицепа-палатки "Скиф"
Рекламный буклет прицепа-палатки "Скиф"

Во время движения жилой модуль находится в сложенном состоянии, а крышка прицепа используется как багажник для крупногабаритного груза. В открытом же виде откидная крышка прицепа и сам прицеп образуют спальное место на 4 человека, а палатка с жилой зоной раскладывается вокруг прицепа. Кроме того, в прицепе также есть возможность установки кухонного блока с раковиной, холодильником и газовой плитой.

Кухонный блок в "Скиф-М2"
Кухонный блок в "Скиф-М2"

Осторожно, ламповость рекламного ролика зашкаливает.

Примус – важная вещь для туриста. На нём можно быстро приготовить еду. И за всю историю существования он видел очень много разновидностей и форм. Примус "Туристский", например, состоял из бачка для бензина, защищённого экраном от самой колонки, и имел стойки, на которые ставилась посуда. На фото он в разобранном виде. Для транспортировки он собирался в небольшую аккуратную коробку.

Бензиновая горелка Примус "Туристский"
Бензиновая горелка Примус "Туристский"

Примус "Огонёк" имел совершенно другой вид и конструкцию.

Примус "Огонёк"
Примус "Огонёк"

Никак нельзя обойти стороной легендарный "Шмель". Их было аж четыре модели: Шмель-1, Шмель-2, Шмель-3, Шмель-4. Если кратенько: Шмель-1 отличался скруглённый баком на 0,7 литра, имел одну конфорку, шёл в комплекте с котелком. Шмель-2 был уже с плоским и увеличенным баком. Шмель-3 – это двухкомфорочное исполнение модели номер 2. В четвёртой модификации Шмеля бак уже вмещает 1,3 литра.

Шмель-1 и Шмель-2
Шмель-1 и Шмель-2
Шмель-3 и Шмель-4
Шмель-3 и Шмель-4

Ещё одна вещица, без которой каждый современный турист будет как без рук. Это фонарь. Точнее налобный фонарь. Налобными фонари стали не сразу. Изначально приходилось хитрить с обычными фонарями, вешать их на куртки. Первым советским налобным фонарём стал фонарь "ДиК 461". Весил такой фонарь около 100 г, размеры 115 на 72 на 75 мм. В принципе, вполне себе обычный фонарь. И по словам туристов, нареканий к нему никаких не было. Довольно быстро появились фонари в том виде, в котором знаем их уже мы, сейчас.

Налобный фонарь "ДиК 461"
Налобный фонарь "ДиК 461"

Что ж, такой вот небольшой экскурс в недавнее прошлое получился. Спасибо за то, что разделили со мной нотки ностальгии.

Подписывайтесь на канал, впереди ещё столько всего интересного!