Несмотря на упорное сопротивление, москвичи не смогли сдержать орду Батыя. По своему обыкновению, разорив и разграбив непокорный город монголы по льду Клязьмы выступили на Владимир, сердце северо-восточной Руси. В числе немногочисленных пленников, захваченных в Москве, был и младший сын владимирского князя Юрия, Владимир, князь московский.
Стольный град Владимир являлся одной из самых мощных русских крепостей и считался неприступным. И на то были все основания. С двух сторон его прикрывали реки Клязьма и Лыбедь, западная же сторона, доступная по суше была защищена высокой стеной из бревен и каменной башней Золотых ворот, которая сама по себе была отдельной крепостью. Но это еще не все. Оборонительных линий было три – внешние стены, стены Мономахова города - второй рубеж и наконец, каменная цитадель, детинец. Кроме того, в качестве узлов сопротивления могли использоваться многочисленные каменные храмы внутри города. Город вполне мог выдержать длительную осаду, но при одном условии. Его должен был кто-то защищать.
А вот с этим как раз были проблемы. Князь Юрий, приняв весьма неоднозначное решение, с большей частью наличных войск (весьма потрепанных в сражении у Коломны) ушел на север, в леса у реки Сити. Там он планировал дождаться помощи от своего брата, Ярослава (отца Александра Невского) и объединенными силами атаковать монголов, которые по его расчетам должны были надолго увязнуть у стен Владимира. Оборонять же столицу должны были сыновья князя, тот самый Всеволод и брат его Мстислав.
Увы, расчетам князя не суждено было оправдаться. Во первых, брат Ярослав на помощь так и не пришел (на что у него были свои причины), а во вторых, монголы совсем не собирались вести классическую осаду. 3 февраля 1238 года, встав под стенами города, монголы немедленно приступили к изоляции города и подготовке штурма. Отдельный отряд был послан в Суздаль, оставшийся из-за княжеского маневра без гарнизона, который без труда и захватил. Основные силы Батыя начали штурм Владимира.
С целью минимизировать потери, которые обещали быть немалыми, монголы предложили горожанам сдаться. К стенам привели пленного московского князя Владимира, который и должен был говорить с земляками. Но защитники города ответили категорическим отказом, после чего монголы убили князя на глазах его братьев и жены. Штурм начался. Огромные камни и зажигательные снаряды, выпущенные многочисленными осадными орудиями, обрушивались на город целых два дня. В пробитые в стенах бреши ринулись штурмовые отряды монголов, но героям-защитникам первый штурм удалось отбить. Но тут произошло непоправимое…
Понимая, что шансов отбиться нет, княжеские сыновья с богатыми дарами ускользнули из города и пали к ногам Бату-хана, умоляя сохранить им жизнь. Увы, у них не вышло. Батый, руководствуясь принципом «единожды предав..» приказал казнить обоих. Штурм возобновился с утра 7 февраля. В этот раз его возглавил лично Субудэй, самый опытный монгольский военачальник. На защиту города встали все способные держать оружие, включая женщин и подростков, но остановить разъяренную орду они конечно же не смогли. Монголы подобно ревущему потоку растеклись по всему городу, практически мгновенно прорвав еще две линии обороны, которые уже было некому защищать. Оставшиеся в живых, вместе с княжеской семьей, духовенством и боярами пытались спастись в каменном Успенском соборе, но монголы сожги их заживо, обложив храм грудой сухого хвороста. Так пал Владимир, жемчужина северо-восточной Руси и это был последний город, взятый под непосредственным командованием Батыя. Разделившись на несколько частей, монголы двинулись на северо-запад, к Новгороду. Князь Юрий, потеряв всю свою семью, тем не менее был жив и здоров, по прежнему ожидая помощи брата, дождаться которой ему было не суждено...
Продолжение следует...
Если вам понравилась статья, пожалуйста, нажмите "палец вверх", вам не трудно, а автору очень приятно.И конечно, буду очень рад,если вы подпишетесь на мой канал, впереди еще много интересных публикаций. Большое спасибо за внимание!