Найти тему
PLATFORMA MEDIA

Страховые услуги при арбитражных спорах - ремень безопасности для адвокатов и истцов

Страховые договоры разных видов предусматривают пункт о возмещении судебных расходов при наступлении страхового случая. Но можно ли застраховаться от некачественных юридических услуг? 

В России, заключая договор с адвокатом, мало кто задумывается, есть ли у данного правозащитника страховка. Вместе с тем страхование профессиональной ответственности стало частью пакета услуг многих российских страховщиков. Организации предлагают полисы представителям широкого круга профессий: нотариусов, аудиторов, страховых брокеров, парикмахеров, врачей, организаций, ведущих бухгалтерскую и банковскую деятельности.

Отдельный вопрос состоит в страховании профессиональной ответственности адвокатов.Единственная норма, которая возводит в обязанности страхование риска их профессиональной имущественной деятельности (пп. 6 п. 1 ст. 7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»), приостановлена до момента принятия федерального закона, регулирующего вопросы данного вида страхования. Учитывая сложившееся положение, страховые компании либо совсем не включают страхование профессиональной ответственности адвокатов в пакет своих услуг, так как нет четкого законодательного регулирования, либо ограничиваются общими нормами страхового права РФ.

Схема функционирования страховых отношений

Объектом страхования для юристов выступают имущественные интересы, связанные с возникновением у застрахованного лица обязанности возместить ущерб, причиненный третьим лицам, в результате непреднамеренных ошибочных действий или бездействия при осуществлении профессиональной деятельности.

Цена ошибки или профессиональной халатности юриста, особенно при предоставлении услуг в арбитражных коммерческих спорах, может быть велика. Например, не выполнив требования по заявлению ходатайства о наложении ареста на имущество, ответчик может воспользоваться ситуацией и вывести свои активы.

Столкнувшись с некачественными услугами адвоката, истец может привлечь адвоката к дисциплинарной ответственности через адвокатскую палату. Также в судебном порядке есть возможность вернуть часть денег за оплаченные услуги, которые не были оказаны должным образом. При этом нужно доказать причинно-следственную связь между услугами адвоката при ведении арбитражного спора и понесенным ущербом. При наличии полиса, если наступает страховой случай, компенсация выплачивается клиенту страховой компанией.

Опыт Запада

 В США широко распространено страхование профессиональной ответственности (professional liability insurance), которое в свою очередь подразделяется на виды. В некоторых случаях его наличие обязательно. Многие компании, имея крупные коммерческие арбитражные споры, запрашивают у адвокатов наличие страхового полиса. Защитники часто пользуются страховкой, покрывающей ущерб при ошибках и упущениях (E&O Insurance) или страховкой на случай недобросовестных юридических действий (legalmal practice insurance). Интересно, что начинающим юристам её стоимость обходится дешевле, чем опытным адвокатам. Страховые компании объясняют это тем, что новички своего дела не берутся за сложные дела, соответственно, шанс совершения ошибки ниже. Таким образом, для начинающих адвокатов страховой полис может стоить $700 в год, для опытных - от $5 000 до $15 000.

В связи с широко применяемым страхованием в США, возникают случаи мошенничества. В феврале 2017 года страховая компания MarkelInsurance подала в суд на адвоката по наследственным делам Роберта Грахама (Robert Graham), который обвиняется в хищении денежных средств своих клиентов на сумму более $15 млн. Страховая компания в свою очередь, подписавшая с ним контракт на страховую сумму $2 млн, утверждает, что адвокат уже в момент заключения договора знал о претензиях клиентов в отношении его профессиональной деятельности, но скрыл данную информацию от страхового агента.

В российских страховых договорах для таких случаев включается пункт о том, что страховкой не покрываются исковые требования, возникающие в связи с ситуациями, которые на дату начала действия договора страхования были известны страхователю, или страхователь должен был предвидеть, что они могут привести к предъявлению в его адрес искового требования. Однако наличие данного пункта не гарантирует, что при возрастании числа страховых договоров в России не возникнут споры в связи с мошенническими действиями застрахованных лиц, как на примере дела Роберта Грахама.

Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»