(2012, США)
Попробуй-ка угоди этой взбалмошной американской публике! Фильм про тайное общество наёмных убийц в режиссуре казахско-российского "интервента" Тимура Бекмамбетова "Особо опасен" (2008) в Штатах приняли хоть не на ура, но благосклонно; его 2-кратная прибыль была потом "добита" до 5-кратной в мировом прокате и на продажах DVD. Однако стоило Бекмамбетову во второй своей голливудской ленте ухватиться за биографию самого Авраама ихнего Линкольна, как вот-те нате - полный провал, облом и катастрофа по всем фронтам! Ну и что, что та биография была сработана в хоррор-фэнтези-ключе по всем канонам экшена ценою в 70 млн. $? Вон, у американца Тёртлтауба получилось же продать зрителю "Сокровища нации 2", где историю Линкольна тоже вписали в рамки махровой приключенческой фантастики с беготнёй, драками и охотой за сокровищами в духе Индианы Джонса. А чем, скажите на милость, плохи вампиры, с которыми Авраам якобы с самой юности воевал своим большим лесорубным топором? И которые были виноваты почти во всех горестях и бедах, что обрушивались на него в жизни. Да-да, те самые вампиры, по чьей вине в Америку ввозили рабов и которые едва не переломили ход Гражданской войны в пользу рабовладельческого Юга в битве при Геттисберге.
А началось всё с того, что однажды мать 9-летнего Авраама укусил вампир и вскоре она скончалась. При том, что мальчишка всё это видел, но от страха не смог тогда закричать, чтобы поднять тревогу, и потом всю жизнь укорял себя за это. Однако он знал, кто был тем вампиром. И вот, когда Линкольну исполнилось 18, он однажды ночью подстерег-таки мерзавца и после недолгой борьбы уложил его точным выстрелом в глаз.
Вот только уложил ненадолго - от силы на полминуты. После чего неистребимая страхолюдина вдруг ожила и вломила парню таких звездюлей, что на этом его биография могла бы и закруглиться. Чего не случилось, ведь ему на подмогу явился профессиональный охотник на вампиров, его тёзка по имени Абрахам Ван Хельзинг... Шучу-шучу. Это был другой, гораздо менее известный охотник на кровососов, некий Генри Стёрджес. Осиновых кольев и креста при нём не нашлось, но этого и не потребовалось (надо заметить, все здешние вампиры не боятся ни того, ни другого, ни святой воды, ни чеснока, ни даже солнечного света - только обезглавливание, только хардкор). Хватило и обычных тренированных пинков, которыми Генри зашвырнул вампирюгу куда-то в темноту, а затем по доброте душевной унёс побитого Линкольна к себе в логово очухиваться.
Дальше, по законам такого рода историй, одержимый местью Авраам напрашивается к Стёрджесу в ученики. После чего овладевает техникой боевого жонглирования топором и идёт показывать своё мастерство всем кровососущим согражданам, на кого Генри укажет ему пальцем. Естественно, не забывая обыгрывать факты из жизни реального Линкольна, вплетенные в эту историю где-то изящно, а где-то некультяписто. Не говоря про то, что местами они нагло подтасованы. Например, лет 20 из жизни киношного Авраама нам и вовсе не покажут, а его старший сын - единственный из 4-х детей, кто дожил до 20 века и умер стариком, - в фильме даже не упомянут. Впрочем, на фоне всего того трешака и экшен-балагана, который раскочегаривает тут Бекмамбетов, придираться к "Охотнику на вампиров" с позиции исторических фактов столь же глупо, как искать философский смысл в представлении цирка шапито.
В откровенном циркачестве, вероятно, и сокрыта причина, по которой это кино не было обласкано поклонниками. Всё, что делают Бекмамбетов вкупе со сценаристом Грэм-Смитом (он же - автор книги, по которой снималась картина), они встраивают факты из биографии Линкольна в вампирскую вселенную и думают, что этого достаточно, чтобы сорвать овации. Увы, нет. Все герои, включая главного, обладают свойством не запоминаться, потому что их характеры банально не проработаны, а также лишены уникальных черт и изюминок. Даже дылда-Линкольн, и тот не обладает никакой харизмой, равно как и мало-мальски выдающимся интеллектом. Всё, что он делает, это ловко крутит в руках топор и регулярно сносит им вампирские черепушки. И как такой остолоп сумел пробиться аж в президенты целой страны, для зрителя тоже решительно непонятно.
***
В общем, идя по пути "Ван Хелсинга" (2003) Стива Соммерса и устроив аналогичное торжество рафинированного экшена (пусть и за вдвое меньшие деньги), Тимур Бекмамбетов упустил главное. То, что соммерсовский Ван Хелсинг (Хью Джекман) был чертовски обаятельным, полным иронии живым человеком, а не выпиленной из фанеры, плоской ростовой фигурой, как бекмамбетовский Линкольн. Да и соратница (Катька Бекинсейл) у Ван Хелсинга была что надо, а здесь на фигуристую подругу для боевой и сексапильной поддержки Линкольна почему-то не расщедрились. При том, что досадно, ведь в "Особо опасном" герои-то фанерностью вовсе не страдали и были по-настоящему отличимы друг от друга.
Ладно, хоть с экшеном Тимур Нуруахитович вновь не оплошал - какое-никакое, но утешение. Тем более, что тупой, но яркой движухи здесь полным-полно, да и разнообразием она отличается. Так что хоть в чём-то "Охотник на вампиров" и "Ван Хелсинг" идут ноздря в ноздрю и достойны друг друга.