«Первое условие власти есть вера в себя, т.е. в свое призвание: благо власти, когда эта вера сливается с сознанием долга и нравственной ответственности»
К.П.Победоносцев
Пётр Васильевич Победоносцев был сыном священника. Бытует мнение, что столь звучная фамилия досталась одному из его предков в честь Георгия Победоносца, в храме имени которого он служил. Да и сам Пётр был определен в Московскую духовную академию, но по её окончанию был по собственной инициативе уволен из духовного звания и устроился работать учителем в Университетской гимназии, в последствии дослужившись до профессора словесности и литературы Университета и чина статского советника. Среди его учеников были Лермонтов, Аксаков, Белинский. Своим ученикам он запомнился в первую очередь своим консерватизмом, в том числе в выборе учебных материалов, граничащим со старомодностью и даже ретроградством.
В 65 лет Пётр Васильевич вышел на пенсию и всецело посвятил себя домашнему обучению своих детей, коих у него было 11. Младшему Косте на тот момент было 8 лет. Взгляды столь почтенного родителя при его полном контроле образовательного процесса не могли не сказаться на формировании мировоззрения сына.
Когда отец умер, Константину было уже 16. В эти годы он уже учился в столичном Императорском училище правоведения. По окончанию он стал работать на чиновничьих должностях в Москве в сенатских департаментах. При этом, Победоносцев активно продолжал научную работу и в 1859 году защитил диссертацию на тему реформ гражданского судопроизводства. В 32 года он, как и когда-то отец, стал профессором Московского Университета.
Эта веха оказалась для него судьбоносной, ведь помимо благодарных слушателей среди студентов, его научно-просветительской деятельностью заинтересовались уже за пределами стен учебного заведения. С 1861 года у Константина Петровича появился ученик и ответственность уже не за воспитание отдельно взятого человека, но и за судьбу страны. Ведь с этого времени он преподавал правоведение наследнику престола, будущему императору, Николаю Александровичу (о судьбе этого цесаревича «11 экю» рассказывали ранее), а впоследствии и его братьям. В это время он окончательно переезжает в Петербург.
Столь солидная роль добавила к профессионализму Победоносцева необходимого политического веса и его уже стали включать в составы комиссий, готовивших законопроекты. Ему удалось проявить себя в этом направлении и как созидателя реформ судебной системы и как критика предлагавшихся тогда изменений гражданского судопроизводства.
Путь до 80-х годов выглядел блестяще: министр, сенатор, член Государственного Совета.
В начале 80-х годов два момента его биографии позволят ему стать одному из самых влиятельных людей в государстве. Первое, будучи потомком клириков и обладая сочетанием православных взглядов с богатейшим опытом законотворчества - он стал обер-прокурором Святейшего Синода и членом Комитета министров. Он сохранит за собой эту должность 25 лет, фактически став связующим звеном между правительством и церковью при принятии ключевых решений в государстве. Но второй факт биографии сделал добавил в эту связку еще влияние на дела, решаемые самим Императором.
Будучи в свое время учителем наследников, Победоносцев пользовался уважением и воцарившегося Александра III. Более того, понимая взгляды и настроения Александра, Константин Петрович, явил собой консервативное движение в окружении монарха, на которое тому и удобно было опереться. Победоносцев становится ближайшим сподвижником и советником императора. Важно отметить, что роль главного консерватора была обусловлена не только позитивным отголоском в восприятии царя. Хоть и проскальзывает у Константина Петровича в молодые годы изрядная доля либеральных взглядов, но сейчас уже обер-прокурор искренне предельно консервативен. Его влияние стало распространяться на укрепление, того, что сейчас принято называть «духовными скрепами».
«Государство тем сильнее и тем более имеет значения, чем явственнее в нем обозначается представительство духовное»
Он стремился к усилению духовно-нравственного содержания в образовательных программах детей и молодежи для формирования уважения к Царю, Отечеству, Церкви. Эта образовательная проповедь сблизила его во взглядах и привела к дружбе с Ф.М.Достоевским. Победоносцев противостоял тенденции расширения веротерпимости и противостоял закреплению новых свобод иноверцам на законодательном уровне.
Ровно аналогичный путь - от преподавателя права до советника случился у Константина Петровича и с последним русским монархом. Николай II приблизил к себе Победоносцева, как когда-то и отец. Но времена были уже совершенно иные. Российское общество требовало расширение прав и свобод, обер-прокурор при всем своем юридическом и мыслительном таланте не желал сбиваться с исключительно консервативного курса действий.
В 1901 году совершено покушение на его жизнь. Стрелявший, разумеется, был схвачен, осужден и отправлен исправительные места. Но это уже был сигнал того, что в обществе роль Победоносцева уже не нужна. Он сам понял это лишь через 4 года. Николай II после произошедших в обществе волнений принимает Октябрьский Манифест, с учреждением новых гражданских и личных свобод, с изменением системы управления в государстве. Победоносцев был вовлечен в процесс составления этого манифеста, но итоговая редакция, подписанная Николаем, не была согласована обер-прокурором по причине противоречия его взглядам.
Примерно в то время он сказал царю:
«Я сознаю, что продление существующего строя зависит от возможности поддерживать страну в замороженном состоянии. Малейшее теплое дуновение весны, и все рухнет».
Победоносцев ушёл в отставку, но отстраненным от дел не прожил и полутора лет. Он умер ровно за 10 лет до отречения императора. «Московские ведомости» писали в память о нем тогда, что Победоносцев спас самодержавие в 1881 после убийства Александра II.
Но с тех пор минуло уже более 20 лет, мир менялся все активнее. Теперь без участия потомственного консерватора. Его супруга была похоронена рядом с ним, но уже в Ленинграде.
"В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простёр совиные крыла,
не было ни дня, ни ночи
А только — тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна."
А.А.Блок
*** Подписывайтесь на "11 экю". Впереди всё самое интересное!