Найти тему
Вербеновое варенье

Дафна Дюморье "Моя кузина Рейчел"

"Есть женщины, возможно, вполне достойные, хорошие женщины, которые не по своей вине приносят беду. Чего бы они не коснулись, все оборачивается трагедией."

Взрослея на романах Остен и Бронте, становишься искажённым отражением их героинь и с каждым днём всё больше и больше понимаешь, что жизнь никогда уже не войдёт в задуманное судьбой русло.

Не знаю, зачем очередную рецензию я начинаю так, но тем не менее.

.

.

Филипп рано потерял родителей, и его воспитанием фактически занимался двоюродный брат Эмброз. Эти два человека больше чем близкие родственники, их связывает еще и безграничная любовь к поместью, в котором они обитают вдали от людей. Однако привычный ход событий нарушается отъездом Эмброза во Флоренцию с целью лечения. Там он находит любовь всей своей жизни, но после свадьбы неожиданно умирает.

.

.

Во-первых, я совершенно ничего не слышала о Дафне Дюморье до этого лета (хотя и была знакома с культовой «Ребеккой») и изначально отнесла её к современной прозе.

Во-вторых, мне стыдно.

Роман начинается с ненависти и безграничной любви. Оба эти чувства неразрывно сшивают всех героев, все страницы, все поля и абзацы. Филипп Эшли – образец примерной юности. С малых лет его воспитывает старший двоюродный брат Эмброз, который становится для Филиппа и отцом, и примером поведения, и кумиром. Мужчины ведут холостяцкий образ жизни, выстраивая свой удобный мир, понятный, правда, не всем. Женщин в поместье Эшли нет. И дело здесь не в шовинизме, а в простом непонимании: братья Эшли попросту не знают, что такое женщина и что с ней делать.

Перипетии в подобных сюжетах всегда предопределены: все устои и идеалы рушатся, когда на пути героя появляется обворожительный представитель стороны противника. И когда старший Эшли внезапно и стремительно влюбляется-женится-умирает, находящийся вдали от него Филипп раздираем неизвестностью и догадками. Всё, что происходит дальше, похоже на сон безумца. Сюжет развивается как шквалистый ветер, и развитие героев становится похожим на бесконечный регресс – настолько порывы холодного воздуха Корнуолла разбрасывают фрагменты их характеров и тел. В размеренной жизни Филиппа появляется Рейчел, а в читательском поле зрения возникает очевидный виновник всех бед. Действие тянется как хорошая жвачка: метания чувств героев приправляются идеально прописанной детективной линией, но сюжет начинает копировать сам себя. Мне (честно) уже хотелось отказаться от бесконечных свиданий с этой книгой, как миссис Дюморье вдруг принимается срывать маски. Стены поместья, его книги, цветы, всех посетителей опутывает дурманящее безумие, которое буквально сочится через страницы.

Кадр из фильма "Моя кузина Рейчел" (реж. Роджер Мичелл, 2017г.)
Кадр из фильма "Моя кузина Рейчел" (реж. Роджер Мичелл, 2017г.)
"Истина – это нечто неуловимое, невидимое; иногда, сталкиваясь с ней, мы не узнаем ее, и обрести и постичь ее дано только старикам на пороге смерти либо очень чистым душой и молодым."

Читать эту книгу – всё равно что пить горячий чай. Сначала ты мучаешь себя маленькими глотками, а потом залпом осушиваешь стакан. Ещё и сахар на дне… Его правда много. Словно Рейчел решила и нас немного подлечить… Нарастающее безумие в финале достигает своего апогея. События развиваются стремительно, их круговорот сбивает с ног. И все претензии к ненужной тягучести мгновенно снимаются. Вы резко выдыхаете и говорите: «Хм…Ну да.»

Кстати, жанровый тег "любовный роман" весьма и весьма относителен. Я бы привлекла в описание роман психологический. Мы наблюдаем за жизнью человеческой души в неволе. Почему в неволе? Потому что братья Эшли сознательно поместили себя в искусственную среду мира мужчин, предпочитая сублимацию свободе взглядов. Юный Филипп, убедившись, что столкновение с потомками Евы приводит к смерти, пытается защититься ещё больше, от чего лишь становится более уязвим для самого же себя. Предрассудки, страхи, любовь, наследственная болезнь - эти фрагменты складываются в очень странный паззл.

И имя ему...

"Мы люди, и это наш недостаток."