Вообще вопрос Женской Силы, или женской слабости, занимает меня давно. В моей семье я видела, что мама, зарабатывая больше отца и делая всю работу по дому, все-таки считает себя "недо" и слабой, хотя это было очевидно не так – ни в физическом, ни в интеллектуальном плане. Вообще в детстве мне не хотелось быть девочкой, я чувствовала, что это как-то непрестижно, если не сказать унизительно. Для девочек существовало очень много правил и предписаний в поведении – слушаться, сидеть спокойно, быть аккуратной – да все сами знаете. Особенно, конечно, меня угнетало правило «слушаться», или «девочка должна быть послушной». Всегда выше тебя был кто-то, кого ты должна слушаться: сначала родители, учителя, потом начальник, муж, бог - и список этот очень длинный. Надо сказать, что сначала я не особо старалась слушаться, потом же, уже в школе, сила сопротивления была настолько сильна, что я поняла, что тут надо слушаться. Но не потому что это хорошо и справедливо, а потому что страшно.
В общем, я стала «хорошей девочкой», проявляя свою силу только в достижении «правильных» целей: золотая медаль, олимпиады, красный диплом, престижная работа. Самое интересное в этой ситуации, что очень долго подмену не чувствуешь, потому что результаты-то есть, социальные достижения на лицо, силушка твоя во все это качественно вплетена. Есть только одна очень маленькая проблема – цели и желания были не твои, а твоих родителей, учителей, какого-то абстрактного общества в твоей голове. Ну мы же помним, что нужно «слушаться». Вот ты и наслушалась всех подряд и старалась слепить себе из этого «свои» цели и желания.
Есть такой замечательный фильм испанского режиссера-женщины Элизабет Койшет – «Моя жизнь без меня». Тетенька прям понимает, о чем кино снимает. Вот это прям квинтэссенция моей жизни: ты, вроде бы, все правильно делаешь, работаешь, убираешь дома, выслушиваешь проблемы мамы, заботишься о мужчине. Но тебя во всем этом нет, есть только «надо», «правильно» и «хорошо». И тонны самопожертвования на благо других и страха причинить кому-то беспокойство или вызвать негативные чувства. В общем, надо сказать, что героиня фильма в конце героически же умирает от рака. Я ушла от нее недалеко.
Я думаю, не надо ходить к гадалке или получать трансцендентные передачи от высших сил, чтобы понять, что рак, особенно в молодом возрасте, - это твоя же подавленная сила, внутренний конфликт, который изнашивает иммунную систему. Получается, что ты одновременно живешь и ненавидишь свою жизнь. Понятно, что не все так тотально, что всегда есть место компромиссу, что свои радости тоже случаются. И они-то, наверное, и делают возможной дальнейшую жизнь.
Вообще, конечно, проблема проживания не своей жизни касается не только женщин. У девочек свои «надо», у мальчиков – свои «нельзя». Я так понимаю, это и называется культурой. Такая своеобразная специализация труда. Насколько я понимаю, все именно так и начиналось – с удобного разделения труда по принципу физической предрасположенности: мужчины бегают быстрее и охотятся за мамонтами, а женщины рожают детей и им удобнее в эти моменты быть дома. Сейчас выживание и добыча ресурсов гораздо меньше связана с физической силой, и существует тренда на child-free семьи, но психические установки продолжают действовать и поддерживают в нас образы «мужчины» и «женщины». Но это, конечно, такие глобальные установки, а есть же еще более локальные: национальные, родовые и т.д.
Опять же, не стоит забывать, что, когда мы говорим про установки, речь идет о языковом программировании, которое стало возможно благодаря развитому неокортексу у нашего вида. То есть у нас есть рептилоидный мозг, который за физиологию отвечает (мы же не контролируем дыхание, пищеварение и т.д.), лимбическая система, которая отвечает за инстинктивные поведенческие реакции, и неокортекс – он про сложную интеллектуальную деятельность, в основе которой лежит символическое обозначение предметов и явлений через язык, речь, звук. Рептилоидный мозг отвечает за индивидуальное выживание, лимбическая система – за племенное, семейное, стайное, а неокортекс – за коллективные интересы партии, общества, государства, человечества.
Вопрос в том, как нам все это внутри себя согласовать? Как договорить между собой эти 3 голоса: «я хочу», «для семьи хорошо», «обществу полезно»? Ведь «я хочу» дает чувство самореализации, проживание своей жизни; «для семьи хорошо» - чувство безопасности и поддержки»; а «обществу полезно» затрагивает некий духовный план нашего существования, который придает смысл нашей короткой жизни в контексте вечности и в итоге примиряет нас со смертью. Конечно, ответ не даст никто, каждый решает это для себя сам.
Да и, видимо, эта коллективная конфигурация «святой троицы» тоже меняется от эпохи к эпохе. По моим ощущениям, сейчас есть сильный крен в интересы неокортекса. И если все-таки вернуться к женскому вопросу, то, возможно, последние две тысячи лет с христианизацией активно развивался неокортекс в ущерб интересам тела и эмоциональной жизни. А поскольку лимбическая система женщин нагружена программами больше мужской, то возможно, сейчас протест против власти неокортекса выливается именно в женское освободительное движение. Хотя касается это, конечно, всего человечества.