29 сентября – 7 ноября 2018 года в Англии в очередной раз прошли благотворительные концерты сестринского хора Свято-Елисаветинского монастыря. Вот уже 8 лет сестры регулярно путешествуют с концертами по городам Европы, и на «туманном Альбионе» хор сестер – частый гость.
«Хоровое пение – это соборность, возможность вместе высказаться, жить вместе, возможность существовать в музыке, особом виде искусства, которое благословлено Богом», – говорит регент хора матушка Мария Бахвалова.
Концерты в Англии
В Лондоне сестер хорошо знают и всегда ждут. В этом году перед ними стояла сложная задача: во-первых, им предстояло также выступить на трех новых площадках (в Оксфорде, Колчестере и Питерборо), а во-вторых, они выступали под руководством матушки Марии Бахваловой, которая ранее ездила с хором в качестве певчей.
Мы встретились с сестрами, чтобы узнать все подробности поездки, как говорится, из первых уст.
С возвращением на родную белорусскую землю! Поделитесь, пожалуйста, с нами вашими впечатлениями от концертов. Возможно, вам что-то особенно запомнилось? Сделали ли вы для себя какие-либо открытия?
Инокиня Вероника:
Во время поездки мы находимся в непривычных для монаха условиях: вне стен монастыря и практически круглые сутки на людях. Мы много времени проводим в общественных местах: аэропорты, улицы; общаемся с людьми, которые приходят на наши концерты… На ночлег мы останавливаемся не в своей келье. Мне нравится, что это помогает ощутить себя по-другому. И, чтобы мы не делали, где бы не находились, мы стараемся внутренне постоянно молиться, и физически чувствуется, что эта молитва распространяется на окружающих людей. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся».
Матушка Мария (Бахвалова):
Было несколько интересных встреч. Например, мне запомнилась встреча с одной женщиной в Лондоне. Зовут ее Алла. Как оказалось, она вообще очень редко ходит в храм, но после выступления она сказала мне: «В моей душе будто что-то перевернулось». После этого она была еще на трех или четырех наших концертах. Приходил один молодой человек. У него на тот момент была очень сложная жизненная ситуация. После концерта он поблагодарил нас и поделился тем, насколько для него важно, что мы приехали сюда.
Кроме Лондона, вы впервые посетили Колчестер, Оксфорд и Питерборо. Жители этих городов никогда ранее не слышали о Свято-Елисаветинском монастыре. Как вас принимала местная публика? Стало ли ваше выступление чем-то необычным для них?
Монахиня Мария (Яковлева):
По сравнению с Лондоном в провинции публика не так избалована обилием различных мероприятий и наше выступление там стало действительно событием. После наших концертов люди говорили, что никогда не слышали ранее ничего подобного. В конце выступления даже настоятели приходов, в которых мы выступали, подходили воодушевленные и говорили, что и не подозревали, что наше пение их настолько поразит. Приглашали приезжать с концертами еще и еще.
А какая публика приходила на концерты, представители каких конфессий?
Монахиня Мария (Яковлева):
В основном на концерты приходили верующие люди, принадлежащие к различным конфессиям, в основном католики, англикане и православные. Но были также и не религиозные люди, а просто либо любители музыки, либо профессиональные музыканты, которые хотели услышать что-то новое, необычное.
Матушка Мария (Бахвалова):
Никогда не знаешь, сколько людей придет на концерт. Обычно, когда билеты продаются, можно рассчитать: ага, из 500 билетов продано 300. Но у нас концерты бесплатные. Может прийти и 30 человек, а может и 300. Потом программа хора представлена не популярной музыкой, которая легко воспринимается, а духовными песнями и богослужебными песнопениями. На наши концерты приходит в основном англоязычная публика, для которой наши песни не понятны. Чем нам зацепить нашего слушателя, как установить контакт? Только пением душой и сердцем.
А что вам больше всего нравится петь? Что проще всего петь?
Монахиня Мария (Яковлева):
Для меня, как монахини, легче и привычнее всего петь богослужебные песнопения. Что касается внебогослужебных духовных стихов и кантов, то, конечно, устаешь петь одно и то же, но если в песне есть обращение к Богу, есть молитва, тогда ее можно повторять и триста, и тысячу раз. Молитва – это разговор души с Богом. Даже если слова одни и те же, одно слово, одна фраза обязательно отзовется, потому что молитва имеет в себе неисчерпаемые богатства для всех нужд души.
Во время пения о чем вы обычно думаете?
Инокиня Вероника:
Когда поешь, ты мысленно пытаешься вернуться к смыслу песнопения, молитвы, чтобы человек понял это не ушами, а душой, хотя, и не всегда это у нас получается. Я стараюсь заглянуть человеку в глаза, хотя регент не советует это делать, дабы не растеряться и не забыть текст. Но для меня важно, особенно в конце концерта, когда поем «Многая лета», заглянуть человеку в глаза и от души пожелать здоровья и света Христова.
Матушка Мария, Вы впервые поехали в Англию в качестве регента. Как Вы чувствовали себя в этой роли?
Матушка Мария (Бахвалова):
У меня уже был опыт поездок с разными хорами и в качестве руководителя, и в качестве певца. Но эта поездка буквально перевернула мое отношение к тому, что я делаю. В этот раз мне почему-то особенно хотелось, чтобы нашу музыку приняли и полюбили. Я перед каждым концертом молилась, чтобы сестры старались и спели с вдохновением, чтобы они понимали, что они делают и делали это с радостью.
Хор уже много лет ездит в большей или меньшей степени с похожей программой. Планируется ли обновление репертуара?
Матушка Мария (Бахвалова):
Да, программа, с которой выступал хор в этот раз, не новая, но мы попытались исполнить уже известные композиции по-другому, с другим подходом и другими мыслями, пытались найти в произведениях новые краски, новые формы. У людей, которые приходят на наши концерты не в первый раз, уже есть свои любимые композиции.
Одному Богу известно, что будет дальше. У нас есть, что показать, есть много песен, которые можно спеть.
Хор состоит как из монашествующих сестер, так и мирян. Откройте секрет, как прийти к соборности в хоре, не теряя своей индивидуальности, как прийти к единому монашескому звучанию.
Монахиня Мария (Яковлева):
Иногда для того, чтобы в ансамбле прийти к единому звучанию, достаточно просто кому-то петь бестембрально, чтобы не выделяться, но зачастую этого мало. Наш регент матушка Мария (Бахвалова) говорит: «Вы должны слушать и слышать друг друга. Без этого нет ансамбля». Мы старались слушать друг друга, подстраиваться друг под друга, и, с Божьей помощью, я считаю, справились с этой задачей.
http://heart-2-heart.news/ru/kontserty-hora-sester-v-anglii-kak-eto-bylo/