Юлия Барило, planetabelarus.by
Их развешивали в магазинах, на зданиях, на заборах. Плакаты были повсюду, куда ни глянь. Порой именно по ним белорусы узнавали о новых изобретениях и законах. Постеры формировали взгляд на политику, экономику и воспитывали патриотизм.
Как белорусские плакаты менялись на протяжении XX века и какие темы особенно часто затрагивали?
Первым плакатом на белорусском языке считается афиша художника Фердинанда Рущица, которую он отпечатал в Вильне в 1913 году. Это была реклама выставки кустарной промышленности. Плакаты в Беларуси рисовали и раньше. Но именно с этой работы принято отсчитывать начало истории плакатного искусство в нашей стране.
До революции плакаты чаще использовали для рекламы. Но после 1917 года на постеры пришла политика, по ним учили новую идеологию и узнавали отношение власти к разным социальным явлениям.
В Беларуси производство плакатов наладили не сразу. Поначалу большую часть из них вагонами привозили из Москвы, и лишь со временем их начали штамповать так же массово. Иногда самые удачные российские плакаты дублировали на других языках и рассылали «по регионам». В 1918 году московское издательство выпустило на белорусском языке большую партию плакатов «Царь, поп и кулак», чтобы наглядно показать трех главных врагов новой власти.
Темы плакатов в период с 1918 по 1920 годы крутились вокруг Гражданской войны, помощи Красной Армии, информации с фронтов.
После Гражданской войны облик плакатов изменился. Стало меньше комичных героев и текста, как в газете, в моду на афишах и не только вошел стиль авангард и конструктивизм. Буквы «подросли», шрифты радовали разнообразием, слова дробились на части, чтобы все легко читалось не только на афишных столбах, но и на заборах и неосвещенных стенах. Но самое важное, за плакаты взялись талантливые авторы, которые не видели большой разницы между картиной и плакатом. В 1925 году, например, появился один из самых известных советских плакатов авторства художника и фотографа Александра Родченко.
А в 1920-м Лазарь Лисицкий, который в это время преподавал в Витебской школе живописи, увлекся супрематизмом благодаря Казимиру Малевичу, и создал свой самый известный постер «Клином красным бей белых»
Социальные плакаты стали особенно важны, когда в Советском Союзе начали проводить Новую экономическую политику, ввели единый сельскохозяйственный налог. Все нововведения активно пропагандировались на плакатах. В 1923-м, например, по Беларуси активно распространяли такие плакаты.
В 1940-х начался новый этап в истории плакатного искусства. Отныне плакаты поддерживали дух, вселяли патриотизм, призывали на фронт мужчин, а женщин к трудовой деятельности, чтобы заменить мужей в хозяйстве.
Плакатом как средством пропаганды пользовалась не только советская власть. Во время оккупации немало постеров на белорусском языке выпустили и нацисты.
А в послевоенное время вернулись вновь социальные плакаты, направленные на возрождение страны, сельского хозяйства. Многие из них содержали полезную и практическую информацию, например, по выращиванию картофеля.
Во время хрущевской «оттепели» начали формироваться творческие объединения белорусских художников-плакатистов, сами постеры перестали быть такими категоричными и откровенно призывающими к чему-либо, с них исчез главный персонаж прошлых лет, Сталин, а изображения стали менее помпезными. На афишах стало меньше политики, да и в целом постеры освещали разные темы, например, театральные афиши стали появляться гораздо чаще. Так выглядела реклама Театра оперы и балета в 1963 году.
В 1980-х белорусские плакатисты стали особенно известны за рубежом. Например, в 1986-м Владимир Цеслер создал постер с голубем и лапой тигра, который в контексте года мира восхитил жюри нескольких международных конкурсов.
Даже сегодня, несмотря на телевидение и социальные сети, плакат существует и благодаря новым техническим возможностям, большому белорусскому опыту в плакатном искусстве и таланту художников может становиться идеальным средством, чтобы привлечь внимание к определенной теме.