Найти тему
GQ – мужской журнал

Лучшие супергеройские фильмы всех времен

Оглавление

Marvel и DC, «Хеллбой...» и «Стражи Галактики», «Хранители» и «Ворон» – GQ безапелляционно выбирает самые значимые супергеройские фильмы за всю историю существования «жанра».

У кинематографа и супергероев долгая история отношений: первый мультсериал про Супермена вышел в 1940-м, а сериал про Бэтмена с узнаваемой музыкальной темой – в 1966-м. С тех пор за героев с выдающимися способностями брались и Тим Бертон, и Кристофер Нолан, и другие именитые постановщики, а в следующем году киновселенная Marvel, олицетворяющая безжалостный кассовый успех сегодняшней супергероики, отмечает уже десятилетие (первый «Железный человек» вышел еще в 2008-м, представьте себе). Хороший повод слегка опередить юбилей и вспомнить, какие супергеройские фильмы заслуживают отдельного внимания и какие тренды в этом «жанре» существовали на протяжении последних почти тридцати лет, когда герои в плащах и масках получили наиболее запоминающиеся киновоплощения (мультфильмы и сериалы – это отдельный разговор).

«ХРАНИТЕЛИ»2009

Многострадальная экранизация одного из самых котируемых комиксов в истории, которую когда-то мечтал осуществить Терри Гиллиам. Для солидности обычно добавляют, что графический роман Алана Мура оказался единственным представителем жанра в списке «Сто величайших романов» по версии Time. Впрочем, вся мощь первоисточника Заку Снайдеру до конца не поддалась, но и почти трехчасовой результат (в ультимативной сборке – четырехчасовой) вызывает уважение. «Хранители» в первую очередь – пик режиссерской формы: присягнув эстетике первоисточника, Снайдер расстреливает зрителя самой насыщенной канонадой образов в своей фильмографии, иллюстрируя размышления Мура о войне во Вьетнаме, политике, кризисе простых супергероев, атомных исследованиях и 80-х, которые сейчас стремительно входят в моду. С другой стороны, выпустить magnum opus Снайдер успел ровно в тот момент, когда мрачная супергероика еще не изжила себя, а его размашистый патетичный стиль с изобилием слоу-мо и визуальной мощью не утомил массового зрителя (как показывает реакция на менее впечатляющего «Бэтмена против Супермена»).

«БЭТМЕН: НАЧАЛО»2005

-2

Первая часть нолановской трилогии про темного рыцаря Готэма – тяготеющая к эстетике нуара и более скромная, чем две последующие, но единственная сфокусированная больше на Бэтмене и Брюсе Уэйне (Кристиан Бейл), чем на эффектных антагонистах (тут: Лиам Нисон – Ра’с аль Гул, Киллиан Мерфи – Пугало). Вдохновляясь комиксами «Бэтмен: Год первый» и «Долгий Хеллоуин», Кристофер Нолан, любящий исследовать в каждом фильме одну большую тему, сфокусировался на страхе – едва ли не самом главном и многогранном понятии в иконографии Темного рыцаря. Результат – мрачный, эффектный и графичный кинокомикс про вырывающиеся на улицы Готэма страхи и неврозы, которым пытается противостоять воплощенный кошмар уличной преступности, по совместительству – не менее запуганный и душевно искалеченный человек.

«СТРАЖИ ГАЛАКТИКИ: ЧАСТЬ 2»2017

-3

В 2010-е зритель начал уставать от серьезных осмыслений комикс-персонажей, супергероику снова начали сдабривать юмором, чтобы уравновесить пафос эпических сражений, – и больше всех в этом преуспел Джеймс Ганн, некогда трудившийся на небезызвестной студии Troma. Во второй главе «Стражей» ему удалось не только сохранить химию первой части, но и грамотно продолжить историю про банду неудачников, жаждущих понимания (и славы, и наживы). В сиквеле Ганн составил не только один и самых приятных саундтреков года, нашпиговал картину приятными камео и иронично описал борьбу человека с собственным эго, но и значительно прибавил как визионер. Одна из проблем экранизаций комиксов – недостаточная визуальная изобретательность, и в избранных сценах режиссер дает настоящий мастер-класс коллегам по киновселенной Marvel.

«ХЕЛЛБОЙ 2: ЗОЛОТАЯ АРМИЯ»2008

-4

Еще один пример удачного сиквела – и снова в исполнении заслуженного визионера. В «Золотой армии» изобразительному дару Гильермо дель Торо удалось развернуться на полную катушку: борьба Хеллбоя (Рон Перлман) с древними эльфами напоминает мрачную сказку в духе «Лабиринта Фавна», который он снял как раз после первой части. Вдобавок в сиквеле «Хеллбоя» режиссеру удалось больше сфокусироваться на удивительных тварях, которых он выписывает с фантазией и неизменной любовью (не случайно его следующим проектом оказался «Тихоокеанский рубеж» – признание в любви кайдзю и большим роботам). Завершить трилогию мексиканскому режиссеру с постоянно меняющимися планами оказалось не суждено: сейчас готовится перезапуск с Дэвидом Харбором в главной роли.

«ЛЮДИ ИКС: ПЕРВЫЙ КЛАСС»2011

-5

Несмотря на влиятельность первых «Людей Икс», выпущенных в 2000-м Брайаном Сингером, перезапуск Мэттью Вона, до этого снявшего «Звездную пыль» и «Пипца», оказался более впечатляющим. Перенеся события в 60-е, Вон возвратил истории мутантов сложный социальный подтекст: комиксы про икс-мэнов рождались во времена обильных преследований «других» в США. Этот незамысловатый контекст в прочих фильмах франшизы артикулировался намного хуже (даже в «Днях минувшего будущего» и «Апокалипсисе»). Да и по режиссерской изобретательности Вон на каждом шагу обставляет Сингера, напоследок схватившегося за ветхозаветные отсылки.

«ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ»2008

-6

Фильм, который принято ставить на первое место во всевозможных списках лучшей супергероики. Умеренно равнодушные к комикс-эстетике размышления Кристофера Нолана о хаосе и терроре с привлечением цитат из «Схватки» Майкла Манна и Хита Леджера в роли Джокера, который запросто крадет картину у Кристиана Бейла. Спустя четыре года Нолан устало закончит трилогию «Возрождением легенды», где сфокусируется на теме боли, более близкой Брюсу Уэйну, чем хаос, но Бэтмен по-прежнему будет оттенять умеренно эффектного антагониста (Том Харди в роли Бэйна). Как и «Хранители», «Темный рыцарь» успел в пятилетний промежуток интереса к мрачным и условно-реалистичным супергероям, а его «Возрождение» уже выпало из поезда.

«ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ»2017

-7

Пережив полюбившуюся многим старомодную клоунаду Сэма Рэйми и попытку Марка Уэбба сделать драму про взросление, Человек-паук в третий раз вернулся в школу. У Джона Уоттса (раньше, как и Джеймс Ганн, снимавшего ужастики) получилось наиболее убедительно и остроумно: лента удачно совмещает супергеройский досуг юного Питера Паркера (теперь – Том Холланд) с жизнью Квинса и подростковыми буднями-проблемами. Отсылая к фильмам Джона Хьюза, «Возвращение домой» старается показать мир глазами героя, соответствуя одному из важнейших (и, безусловно, положительных) трендов в современном кино вообще и в супергероике в частности. Как результат – и самый убедительный марвеловский злодей (Майкл Китон в роли Стервятника), и запоминающийся школьный коллектив, и не такая профанация индивидуальной оптики, как «Чудо-женщина».

«КОНСТАНТИН: ПОВЕЛИТЕЛЬ ТЬМЫ»2005

-8

Вольная экранизация культового комикса Hellblazer – раздражающе далекая от первоисточника, но по-своему обаятельная (чего не скажешь про довольно дурацкий одноименный сериал NBC с правильным Константином, закрытый после первого сезона). Невозмутимый Киану Ривз (с шлейфом Нео) играет не совсем супергероя, но сильно пьющего и курящего экзорциста, который видит загробный мир и решает покончить с собой, чтобы избавиться от столь ценного подарка. Покой, однако, ему только снится: в итоге Константин оказывается вовлечен в борьбу ангелов и демонов (в роли Габриэля – Тильда Суинтон, Люцифер – Петер Стормаре).

«СТРАЖИ ГАЛАКТИКИ»2014

-9

Неожиданно выстрелившая темная лошадка с не самыми популярными супергероями, которая приятно раскрасила киновселенную Marvel с ее уже сформировавшимся к тому времени однотипным почерком. Режиссер издевательского «Супера», Джеймс Ганн умудрился совладать с многомиллионной махиной и подарил ей человеческое лицо, а также харизму Криса Пратта и всей остальной банды, убойный саундтрек и авантюрный дух приключенческих фильмов 70-х. Фильм отлично вписался в ностальгический тренд космоопер – к тому моменту Джей Джей Абрамс уже выпустил дилогию «Звездный путь». На студии Disney поняли, что шутить можно не только в противовес бетонной драме (и дошутились до совсем уж кривляний в «Тор: Рагнарек»).

«БЭТМЕН»1989

-10

Классический фильм Тима Бертона с Майклом Китоном в роли Бэтмена и Джокером в исполнении Джека Николсона: мрачная готическая сказка от мрачного, любящего готику режиссера, который на каждом углу сообщает, что комиксы вообще брезгует брать в руки. Тем не менее почти весь непродолжительный период серьезной и прячущейся в темноте супергероики вышел из этой картины, как комиксы – из газетного стрипа. Оставалось дождаться достойных технологий и чуть более уважительного отношения.

«ХЕЛЛБОЙ: ГЕРОЙ ИЗ ПЕКЛА»2004

-11

Первый фильм Гильермо дель Торо по выдающемуся комиксу Майка Миньолы с Роном Перлманом в главной роли. В «Герое из пекла» мексиканский режиссер отдает дань приключенческим фильмам про мистику и фашистов, тяготея к палпу и классическим фильмам ужасов студии Universal. В начале 2000-х тандем дель Торо – Миньола действовал более скромно, чем в сиквеле, но уже так же слаженно: до сих пор трудно представить режиссера, столь же влюбленного в тот эклектичный сегмент культуры, который породил Хеллбоя.

«НЕУЯЗВИМЫЙ»2000

-12

Редкий супергеройский фильм без первоисточника – зато наделенный фирменным шьямалановским твистом: история охранника и экс-футболиста Дэвида Данна (Брюс Уиллис), который оказывается Суперменом-обывателем, но еще не подозревает об этом. Его незаостренное противостояние с прикованным к коляске Элайджей Прайсом (Сэмюэл Л. Джексон) напоминает популярную в комиксах дихотомию: так Человек из стали мог бы встретиться с Лексом Лютером, будь они менее необычными по социальному статусу.

«ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК»2008

-13

Страшно представить: десять лет назад фильм Джона Фавро про Железного человека с Робертом Дауни-младшим, искавшим способ вернуться в высшую лигу после трудного жизненного периода, запустил киновселенную Marvel, которая сегодня задает тон на мировом кинорынке.

Впрочем, в 2008-м Marvel еще не принадлежали «Диснею» – тогда «Железный человек» казался рядовой удачей для супергероики, когда человеку с суперспособностями прописали внятную предысторию и связанный с актуальной повесткой бэкграунд. Костюм Тони Старка сидел на Дауни так же хорошо, как броня Железного человека – на его персонаже, и харизма артиста обеспечила фильму едва ли не половину успеха. Фавро, снявший еще один фильм про гения, плейбоя и миллиардера, решил, что сможет лучше реализоваться на других проектах (и у него не то чтобы получилось). Обаяние Дауни, параллельно со Старком дважды сыгравшего Шерлока Холмса, за десять лет выветрилось. Но фигня историческая, как писал классик.

«ПИПЕЦ»2010

-14

Еще один кинокомикс англичанина Мэттью Вона – в общем-то, одного из главных специалистов по этому делу, в особенности – по доведенным до ума экранизациям мастера вторичных идей Марка Миллара. Жестокое, бойкое и подростковое пересмешничество на тему школьников-мстителей эффектно подвело черту под периодом насупленных носов: неказистый Аарон Тейлор-Джонсон, уморительная принцесса детского насилия Убивашка с большими губами юной Хлои Грейс Морец, сталелитейный Николас Кейдж в роли Папаши – все это пришлось как нельзя кстати. Век пародий, однако, оказался недолгим – вышедший через три года сиквел, с которого Вон благоразумно смотался, выглядел уже откровенно жалко.

«ВОРОН»1994

-15

Культовый фильм Алекса Пройаса (режиссер не менее культового «Темного города») о неуязвимом духе мщения, в которого переродился после смерти рок-музыкант Эрик Дрэйвен. Фильм по комиксу Джеймса О’Барра в первую очередь известен трагической гибелью Брэндона Ли – и это удивительное стечение обстоятельств лишь сгущает готическо-мистическую атмосферу, которой наполнен кадр, где звучат The Cure, Nine Inch Nails и Pantera. Вероятно, у Пройаса получился самый интимный разговор со смертью, который только можно представить в фильмах про отчаявшихся людей с удивительными способностям