Найти в Дзене
Planetashop.ru

Кто победит, Интернет или прилавок? Почему интернет не уничтожил традиционную торговлю.

В период бурного развития интернета оптимизм по поводу перспектив интернет торговли зашкаливал, и некоторые горячие головы пророчили скорую и неминуемую гибель традиционным магазинам. Прошло с десяток лет, а офлайн магазины живы - здоровы, и, как будто назло прогрессу, все обзавелись собственными интернет площадками.

Так что же собственно произошло, почему такой удобный и высокотехнологичный формат торговли как интернет магазин не стал могильщиком традиционной розницы? Неужели прогрессивные технологии не способны удовлетворить запросы покупателей, а может быть дело совсем в другом…

Как показали исследования «британских ученых», лишь небольшая часть населения нашей планеты в принципе способна покупать товары в интернете. Это связано с особенностями человеческой психики, делающими для многих неприемлемой дистанционную покупку, без прямого контакта с товаром. По данным исследователей, 80% людей страдают интернет нерешительностью, и эта огромная армия никогда н6е станет лояльным потребителем интернет площадок в силу личностных свойств. Остальные 20%, хоть и способны принять решение о покупке дистанционно, всё равно, в ряде случаев, предпочитают традиционные форматы торговли. Такая консервативность, наряду с недоразвитостью инфраструктуры и культуры безналичных расчетов у физических лиц, ограничивает долю розничных продаж в сети смехотворными тремя процентами от общего объема розничных продаж в России.

Некоторые товарные категории в интернете продаются хорошо, это книги, музыка, программное обеспечение, компьютерные игры, компьютерная техника и бытовая электроника. Это связано в электронике с наличием у производителей подробных описаний и фотографий, а в контентных категориях необязательностью личного контакта с товаром для принятия решения о покупке. Доля продаж этих категорий через интернет в Москве превышает 24%, в СПБ дотягивает до 15%, в городах миллионниках не превышает 7%, а в остальных весях всё так же плохо в интернете, как и во всём ритейле в принципе…

Помимо консервативности наших покупателей развитие интернет торговли тормозит низкая культура безналичных расчетов, которая не даёт развиться практике предоплаты за заказанный в интернете товар. Поскольку покупатель, как правило, начинает считать себя владельцем товара только после его оплаты, то оплачивая его в момент получения, он, до доставки может тысячу раз передумать, не беря на себя никакой ответственности за принятое решение. В случае предоплаты, как это принято во всём цивилизованном мире, клиент попадает в некую ментальную ловушку, и отказаться от своей покупки решается уже гораздо реже. Покупка с предоплатой банковской картой в зарубежных интернет магазинах часто защищена законодательством, и, в случае международных транзакций некоторые интернет площадки или платёжные системы берут на себя обеспечение безопасности сделок. В такой ситуации покупатель не опасается обмана или непредвиденных проблем, поскольку может вернуть деньги за покупку на свою карту по первому требованию, и задача доказать свою правоту ложится на продавца… Неудивительно, что с такими правилами интернет торговля за рубежом развивается быстрее, чем у нас, но и там об «окончательной победе» интернета над прилавком говорить пока еще очень рано.

Если говорить о перспективах развития интернет торговли, то я бы отметил огромный потенциал продажи услуг, привязанных к традиционной торговле. В последнее время бурно развиваются различные технологии набора и доставки товаров из супермаркетов, что отчасти разрешает конфликт между традиционной и дистанционной торговлей за счет участия в процессе обоих «конкурентов». Но это вовсе не путь к победе онлайна над офлайном, это просто модернизация офлайна при помощи онлайн технологий. Логичность такого симбиоза заключается в его взаимной выгоде, как для традиционного магазина, так и для онлайн оператора, противоречия тут вовсе не приводят к конкуренции, скорее они дают энергию для развития обоих форматов, а главное, в результате такого сращивания двух технологий возникает качественный востребованный продукт.

В общем, что бы ни говорили приверженцы того или иного формата, мы по своему опыту пришли к заключению, что наибольшая эффективность торгового процесса достигается при его омниканальности, когда покупатель информируется о наших предложениях всеми возможными способами, как через интернет так и в наших точках выдачи, расположенных в офлайн магазинах. И покупку может совершить как дистанционно, так и в магазине. Особую актуальность такая омниканальность приобретает при продаже уцененного, бывшего в употреблении или восстановленного товара. Потребителю зачастую недостаточно подробного описания на сайте интернет магазина, чтобы принять решение о покупке подобного товара, и тут мы даём ему возможность принять решение в традиционном магазине, осмотрев товар и проконсультировавшись с продавцами.

В нашем магазине planetashop.ru большой выбор восстановленных ноутбуков, ультрабуков и планшетов по привлекательным ценам. Все товары прошли предпродажную подготовку в авторизованном сервисном центре, на все восстановленные товары planetashop.ru предоставляет гарантию минимум в 30 дней.