Он появился ровно век назад, и его нет уже почти три десятилетия. Вместе с ним ушла в прошлое целая страна. Поменялись многие ценности, другим стал ритм жизни. И все же у тех, кто без запинки расшифрует сочетание ВЛКСМ, остались воспоминания. И они, в основном, конечно, светлые. В день столетия комсомола Новгородский музей-заповедник пригласил на юбилейное комсомольское собрание. Алена Суфтина, которой комсомолкой стать не удалось, все же проникла в прошлое.
У каждого человека, рожденного в СССР, уже была выстроена четкая лестница – октябренок, пионер, комсомолец, член партии. Меня успели принять в пионеры весной 91-го. В день рождения дедушки Ленина в торжественной обстановке повязали красный галстук. Но развал СССР захлопнул дверь в комсомол прямо у меня перед носом. А что же было за той дверью – знают только настоящие комсомольцы.
Раиса Флотскова рассказала: «Комсомол – это прежде всего юность, это энергия, это целеустремленность, это самые лучшие воспоминания. Это тот фундамент, который формировал советского человека».
Впрочем, не только блага сулила комсомольская организация. Нести гордое звание комсомольца был труд, причем и физический, и моральный. Раиса Владимировна знает об этом как никто другой. Она воспитывала пионеров, будучи старшей пионервожатой в школе и в пионерлагере. Это под ее присмотром октябрята вырастали в серьезных и самоотверженных комсомольцев. В зале филармонии известные все лица. Политики, педагоги, доктора, общественники, ветераны войны и труда. И все как один встают при первых же звуках всенародно любимой песни «Комсомольцы-добровольцы». Из вчерашних комсомольцев и Сергей Фабричный. Сегодня, забыв о политике, сенатор как и все празднует вековой юбилей самой крупной молодежной организации в истории уже несуществующей страны.
Участник комсомольского движения Сергей Фабричный отметил: «Ребята правильно говорят, я тоже готов разделить их пафос. Дело в том, что Ленинский комсомол – это было произведение советской системы. И с моей точки зрения, если не лучшее, то одно из лучших советских произведений. И Ленинский комсомол был очень органично впаян в политическую, экономическую, идеологическую структуру нашего общества. И когда Советский Союз распался, то комсомол тоже распался до атомов».
Альтернативы комсомолу для племени младого и современного пока так и не изобрели. Есть у нас и стройотряды, и волонтерские движения, и клубы по интересам. Нет того, кто объединит все это под своим крылом. Да и надо ли? В этом сомневаются даже вчерашние комсомольцы. Ведь само представление о том, что же такое – светлое будущее теперь меняется слишком быстро.