Найти тему
Томская неделя

Томский «медицинский спрут»

По всей стране то тут, то там вспыхивают коррупционные скандалы в медицине, планомерно вгоняющей население России в гроб. Наша газета неоднократно освещала проблемы в томской медицине, а точнее, отсутствие медицины, как таковой. И вот очередная прокурорская «разборка», причем, весьма вялотекущая, со стороны областной прокуратуры.

Прокурор сказал «А»…
Прокурор сказал «А»…

В томских СМИ появилась информация о том, что и.о. прокурора Томской области Михаил Дружинин внес губернатору Томской области представление о нарушении руководством департамента здравоохранения Томской области антикоррупционного законодательства. Звучит очень громко, но, если по сути, то прокуратура в своем представлении предложила губернатору Сергею Жвачкину отрезать одну из «щупалец» взращенного «монстра» или, попросту, уволить начальника департамента здравоохранения Томской области Александра Холопова. Нет, нет, уважаемый читатель, не посадить, что по совокупности содеянного, как мы полагаем, он уже давно заслужил. А так, как говорится, отправить «на вольные хлеба».

Но ответственный за борьбу с коррупцией в области заместитель губернатора, начальник областного департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Александр Шестаков, по слухам, решил спустить прокурорское представление «на тормозах», разрешив Холопову и дальше гробить  медицину и тянуть из нее соки в правильном направлении. Чай, не впервой!

«Мы рассмотрим этот вопрос, как надо, а на представление заместителя прокурора Томской области, как говорится, наплевать», — видимо так озвучил план своих действий Александр Васильевич на закрытом совещании с присутствием «двух самых жирных щупалец спрута» — А. Холопова и И. Деева. Иной версии эмоционального подъема господина Холопова при его выходе из кабинета «борца с коррупцией» А. Шестакова, где обсуждался вопрос об его увольнении, вряд ли можно придумать. Но давайте рассмотрим все более подробно.

Прокуратура дерзнула…

12 октября 2018 года прокуратура Томской области внесла на имя губернатора Томской области представление об устранении нарушений антиокоррупционного законодательства.

Суть этого, весьма «поверхностного документа» прокурорского реагирования, заключается в том, что начальник департамента здравоохранения Томской области А. Холопов, находясь на государственной гражданской службе, с 19 сентября 2016 года и по настоящее время работает по совместительству доцентом кафедры организации здравоохранения СибГМУ! При этом контракт с Холоповым на это «научное совмещение» в свое время заключил первый проректор СибГМУ Иван Деев, на настоящее время — заместитель губернатора по социальной политике.

Руководит кафедрой организации здравоохранения СибГМУ Н. Несветайло, которая является непосредственным начальником для сотрудников кафедры, в том числе и для А. Холопова. Она же и определяла премии и надбавки для Холопова в СибГМУ. В свою очередь Холопов устроил Несветайло руководителем в ОБГУЗ «БМС» и «определял ей премии и надбавки» по ее совмещению. Как делились суммы этих доходов, нам достоверно вряд ли будет известно. Но вот правоохранительные органы, в частности ОЭБ и ПК УМВД по Томской области, могли бы это элементарно установить и принять к нарушителям соответствующие меры.

В прокурорском представлении об устранении нарушений законодательства озвучены суммы, мягко говоря, не совсем законных доходов в 1 162 322 и 134 296 рублей.

В результате указанных в представлении нарушений, прокурор М. Дружинин попросил губернатора рассмотреть представление, организовать проверку изложенных фактов, рассмотреть вопрос об увольнении А. Хлопова в связи с допущением им нарушений требований антикоррупционного законодательства.

Надо отметить, что по моей информации, пока не имеющей документального  подтверждения, в этой череде совмещений должностей прокуратурой в работниках СибГМУ были обнаружены и заместитель начальника областного департамента здравоохранения Вадим Бойков, и сам заместитель губернатора Томской  области по социальной политике И. Деев… Это что же получается, все берут от руки дающей, и плевать они хотели на ЗАКОН?!

Одно интересно, что И. Деев напишет в объяснениях, по «8» в табелях, проставленных ему в областной администрации, и это при том, что в эти же самые дни, он часами, «не покладая рук», работал в СибГМУ? Оценочно — при его зарплате заместителя губернатора тысяч 500 в месяц, суммарные незаконные выплаты заместителю губернатора могут составить под  миллион, а это уже, извините, особо крупный размер. Вот она, прыткая молодежь! Люди годами учатся, а тут сразу — «особо  крупный»…

Но про это прокуратура почему-то в своем представлении пока не указала. Не заметила? Или скромно умолчала, не желая особо беспокоить такими «мелочами» губернатора?

Еще мне не понятно, почему «главный антикоррупционер» области решил не увольнять явно «зарвавшегося» начальника департамента здравоохранения?! И это при общепризнанной тенденции развала  областного здравоохранения, при росте смертности на территории области, а также не прекращающихся скандалах в медицине.

Как можно предположить, всему этому есть только одна причина — это то, что Холопов -человек из их «системы», и он «правильно» направляет финансовые потоки, когда ему озвучивают конкретные их направления. Либо он делится с тем, с кем нужно?

Но в кулуарах областной администрации поговаривают и о возможной дополнительной мотивации «борца с коррупцией» А. Шестакова пока не сдавать «своих». В местных элитах появилась информация о том, что он решил «свалить» Оксану Козловскую, у которой, возможно, имеется куча причин сделаться фигурантом какого-нибудь уголовного дела, и тем самым освободить место для своего зятя. А это означает, что «старые элиты Кресса», понимая неизбежность их окончательного «отжатия», станут грудью за Козловскую, хотя многие ее до этого времени недолюбливали. Похоже, что мы находимся на пороге огромного подковёрного сражения. И поэтому разбрасываться своими, жестко управляемыми членами «спрута», сидящими у него на крючке, «серый кардинал» сегодня не собирается.

А если взглянуть поглубже: то, что было выявлено прокуратурой Томской области — это «копейки», заработанные «мафиозями» друг у друга в медицинских учреждениях. Фактически, много «интересных» фамилий, установленных прокуратурой в ходе проведенной проверки, были, по-видимому, специально скрыты. Причины и дальнейшие действия прокуратуры пока не понятны.  Если прокуратура не потребует от чиновников  «Белого дома» и деятелей СибГМУ вернуть в кассу деньги по основному месту работы за часы отсутствия на этой работе при совмещении, это будет весьма непонятно. Но на самом деле, это все такая мелочь с точки зрения глубины коррупционных связей и полного захвата «медицинским спрутом» медицинских финансовых потоков. Вот очевидный корень коррупции.

«Мафиозные тарифы»

Реальный объем финансирования лечебных учреждений сегодня определяется, фактически, из трех источников: бюджет, фонд ОМС и фонд нормативного страхового запаса фонда ОМС.

Если говорить о прямой и очевидной схеме коррупции, то с бюджетом им сложнее, начальник областного департамента финансов А. Феденев  не даст напрямую перекачать деньги в организации федерального подчинения или частные структуры. Здесь возможны гранты, целевые договоры на диагностические услуги. Это отдельная тема, и она, по большому счету, менее коррупционно незаконна. В бюджете депутаты выделили средства на какие-то цели – отраслевые департаменты потратили. Единственное, что настораживает, что деньги получают одни и те же, по одинаковой схеме… Это что, «мафия» выделяет деньги на медицинское оборудование исключительно «любимчикам»?

А вот фонд ОМС, по моему мнению, похоже, — главный источник и инструмент медицинской коррупции. Не буду рассуждать про почти 150 млн. рублей на содержание страховых компаний, фактически, за выдачу новых и замену утерянных полисов. Почта России, как мне кажется, миллионов за 50 с этим легко бы справилась в первый год, требующий организационных затрат, а затем все можно было бы делать еще дешевле.

Но вот на включении учреждений в систему ОМС и определении тарифов для ЛПУ, а также определении приоритетов трат страхового запаса мы позднее остановимся поподробнее. Вскрывшаяся система совмещений должностей, по мнению многих, документально раскрывает коррупционную схему дележа денег, выделенных на медицину.

То, что медициной в области реально «правят девушки», знают многие. Одна из них,- это, очевидно, ректор СибГМУ Ольга Кобякова, о которой мы не раз писали на наших страницах. Она, по нашему мнению, на все ключевые посты рассадила своих людей для полного контроля за финансовыми потоками в медицине. Причем, как выяснилось, открыто, не скрывая эти связи, платя им заработную плату из кассы  СибГМУ.

-2

И. Деев, ее бывший сотрудник и, похоже, до сих пор работающий у нее, одновременно является заместителем губернатора по социальным вопросам, курирует медицину. Он же председатель Правления фонда ОМС Томской области, член комиссии по утверждению региональной территориальной программы ОМС, комиссии по утверждению тарифов, а также объемов  медицинской помощи ЛПУ для финансирования из фонда ОМС, в том числе СибГМУ. Весьма «злачные» места.

Руководитель областного департамента здравоохранения А. Холопов и его заместитель Бойков, по моим сведениям, тоже открыто работают по совместительству в СибГМУ. Они члены комиссий: один — по тарифам, другой — по распределению страхового запаса фонда ОМС, в том числе для СибГМУ.

Директор территориального Фонда ОМС А. Рудко — друг семьи то ли О. Кобяковой, то ли А. Деева. Его жена — чья-то близкая подруга, похоже, тоже работает в СибГМУ. Также не удивлюсь, что и еще в какой-либо медицинской организации. По должности А. Рудко является членом выше указанных комиссий и также принимает участие при утверждении тарифов и объемов медицинской помощи, в том числе и для СибГМУ.

Теперь и о других членах этих, фактически, «финансовых комиссий» для здравоохранения Томской области. О, «чудо»! О. Кобякова тоже в этих комиссиях, и главное, от какой организации, — член правления Томской региональной общественной организации «Академия доказательной медицины». Вот за уши притянули, так притянули. Понятное дело, выпускать из-под личного контроля главный распределительный канал ректор СибГМУ явно не хочет, даже если ей там не по чину было по закону находиться.

Надо отметить, что прошлый ректор СибГМУ В. Новицкий, имея  большой политический вес в целом, будучи областным депутатом, не позволял себе такие «фокусы» и кадровую политику, хотя про свои клиники не забывал. Уважение к закону, и, похоже, совесть не позволяли ему решиться на такие схемы.

А далее… И. Ильина — заместитель председателя финансово-экономического комитета областного департамента здравоохранения, И. Новикова — главный врач детской больницы № 2 — по опять же по за уши притянутой квоте от  общественной организации «Медицинская палата Томской области»; два главных врача — из Кожевниковской РБ и поликлиники № 1. От медицинских профсоюзов — сотрудница больницы № 2, то есть, все формально зависимые от департамента здравоохранения (напрямую или через главного врача) люди. Только два директора филиалов  траховых компаний, формально, вроде, независимые люди, но через процент содержания — ведения дел страховых компаний, еще как зависимые.

Комиссия по «дележу» страхового запаса фонда ОМС (приблизительно млн. 60 в год) — это сотрудники департамента здравоохранения, директор фонда ОМС, главный врач ОКБ, и представитель СибГМУ… Ни одного представителя общественности, законодательного органа, финансового и контрольного управления областной администрации, контрольной палаты Томской  области. Прямо какой-то междусобойчик по ежегодному «распиливанию» 15 млрд. рублей… Этому — дам, этому — не дам…

Резюме: все комиссии по реальному распределению медицинского финансирования реально принадлежат группе лиц, которые в интересах определенных учреждений и своих личных интересов, опираясь на необъективные критерии, делят их по своему усмотрению по произвольным и часто экономически необоснованным тарифам, а также утвержденным объемам медицинской помощи, оплачиваемой из ОМС.

Разве это не коррупция? Почему, несмотря на законодательный запрет финансировать повышение квалификации из средств ОМС (финансирование должно осуществляться из областного бюджета), клинкам СибГМУ ежегодно выделяются деньги на повышение квалификации врачей? Почему необоснованно завышаются тарифы для СибГМУ по сравнению с другими медицинскими учреждениями Томской области? При этом СибГМУ, возможно, получает двойное финансирование за одни и те же услуги (из федерального бюджета и ОМС)?

Разве не коррупция, разрешать лечебным учреждениям заниматься псевдо лизингом для закупки медицинского оборудования? Коротко расшифруем. Из средств ОМС закупать медицинскую технику стоимостью более 100 000 рублей запрещено законом. Закупка оборудования большей стоимости является нецелевым использованием средств ОМС. Но, формально, оплата лизинга и аренды медицинской техники не запрещены. Реальный срок лизинга по законодательству с учетом нормы амортизации не  может быть меньше двух лет. Но такие длинные схемы мало кого интересуют из поставщиков, поэтому мы можем увидеть, в основном, даже трехмесячные, или, максимум, годовые схемы. Фактически, если говорить юридическим языком, налицо все признаки нецелевого использования средств ОМС и мошенничества. Но почему руководство «медицинского спрута», похоже, в погоне за «откатами», не обращает на это внимания?

Фонд нормированного страхового запаса — это, по моему мнению, еще одна утвержденная мошенническая схема вытаскивания из средств ОМС нецелевых для ОМС статей расходов. Это, к примеру, закуп дорогостоящего медицинского оборудования для определенного «мафией» круга больниц и услуга повышения квалификации врачей для СибГМУ.  Формирование этого запаса — отдельная тема. Как я могу предположить, это отработанный механизм перевода одних средств в другие, что- то вроде «обналички» в бизнесе. Как это работает? Выписывают больнице штраф по деятельности ОМС, и этот штраф попадает в «резервный фонд», а из него, похоже, уже «куда душе угодно» и кому надо … Некоторые могут сказать, что это не коррупция, это лоббирование, личной выгоды вроде как и нет … Но, для понимающих ситуацию, это далеко не так.

Как мы полагаем, чтобы заработать на этом полном и тотальном контроле распределения средств ОМС и бюджета, есть не одна схема, которыми и могли воспользоваться, а, может быть, и пользуются члены местной «медицинской мафии»…

  • Заработная плата за совмещение напрямую нужным людям, или их родственникам;
  • Закуп из этих дополнительных, падающих по воли «спрута» на учреждение средств, мебели, медицинского оборудования, ремонта здания по заведомо завышенной цене у определенных ими по сговору поставщиков.

Для этого пишется нужное Техническое задание под определенного поставщика. Получается, чтобы поставщик был нужный, и закупка была реально неконкурентной, ее надо отдать «нужному» главному врачу. Тот выполняет все по указке «старших по спруту товарищей», поставщик помогает ему сделать видимость конкуренции, то есть, обеспечивает от дружественных фирм наличие псевдо заявок. И поэтому аукцион  выигрывает подконтрольная «мафиозным» чиновникам  фирма.

То есть, у них от поставщика есть человек, который находится «в схеме», и который может обеспечить «откаты» или от своей фирмы, либо напрямую от поставщика, откуда-нибудь из Москвы или Питера.

Вы  думаете, что чиновники от медицины и главные врачи святые и способствуют оформлению сделок по заведомо завышенным на миллионы рублей ценам у определенных ими фирм просто так? Или они это делают из-за какой-то другой мотивации, кроме как получения «отката»?

В нашем случае областная прокуратура, похоже, пока действует, как шаман. Бегает вокруг маленького «фитилька совмещения» господина Холопова с бубном и поет мантры, повторяя, на своем прокурорском языке, заклинание «уйди коррупция », и направляя, возможно, просто для вида, грозные письма с требованием о необходимости наказать «Дона Корлеоне».

Конечно, возможно, что и по этому мелкому эпизоду первый заместитель областного прокурора покажет свою принципиальность и силу закона, не ограничится «угрозой пальчиком» и «отрежет» одно из жирных, но, увы, не главных «щупалец» этого «медицинского спрута». Но мне почему-то кажется, что «медицинская мафия» заставит прокуратуру утереться отпиской из областной администрации, которую господин Холопов  сам и приготовит. В случае же принятия мер прокурорского реагирования при удалении этого щупальца, другое может и не прижиться, или этот «медицинский спрут» может умереть от заражение крови… Поэтому становится понятно, что «медицинская мафия» будет до конца упираться и не давать его ампутировать. Хотя «спрут», по имеющейся информации, на всякий случай, уже готовит преемника, который из той же среды — заместитель ректора по науке  СибГМУ. 

Почему А. Шестаков «не потянул» на борьбу с коррупцией, оказался добреньким и пока не дал заменить «шило на мыло»? В тоже же время губернатор С. Жвачкин, окруживший себя подобными заместителями, пока «с ученым видом знатока, хранит молчание в важном споре» …

Но редакции газеты «Томская НЕДЕЛЯ» весьма интересно получить публичный ответ от губернатора Томской области по нарушению антикоррупционного законодательства А. Холоповым и заместителем губернатора И. Деевым. Также мы ждем объяснений губернатора по факту явной «нерешительности» его заместителя «по борьбе с коррупцией» и по вопросу выращенного (не без участия чиновников областной администрации) «медицинского спрута», и по мерам, которые он собирается принять для уничтожения этой бесконтрольной и вконец «оборзевшей» в финансовом плане  «медицинской мафии». Отдав на сегодня медицинскую отрасль под руководство «трех девушек», одна из которых явно проявила лидерские качества, и, поделившись с подругой включением ее частной больницы в структуру финансирования из ОМС, занимается всем кадровым и финансовым «беспределом», без какого-либо реального контроля с чьей-либо стороны.

Мы будем следить, чем закончится попытка прокуратуры навести порядок в томской медицине, публично замерим потенцию прокуратуры Томской области и первого заместителя прокурора Томской области. Будем следить за реальным торжеством ЗАКОНА, или отсутствием такового, в Томской области…

Григорий Лихолетов

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц