Нашим властям традиционно мешают эффективно управлять всего 2 проблемы - дешевеющая нефть и дорожающая нефть. Падение нефтяных котировок вызывает невозможность сбалансировать бюджет и соответственно девальвацию рубля со всеми вытекающими. Дорожающая нефть приводит к повышению внутренних цен на бензин.
Сейчас нефтяные компании просят Правительство либо разрешить им поднять цены на 4-5 руб. за литр либо тонко намекают на компенсацию убытков в 150 млрд. руб.
Так почему бензин дорожает? При росте мировых цен на нефть продавать на внутреннем рынке нефтяным компаниям становится не интересно, потому что в переводе на доллары (по текущему курсу) выручка на российских заправках становится смешной по сравнению с продажей на внешних рынках.
Но корень проблемы в том, что подорожавшая - в 2 раза к "плану" Минфина - нефть не привела к должному укреплению рубля. При текущих нефтяных котировках справедливый рыночный курс доллара, при котором бюджет балансируется - около 45 руб. (а никак не 66). И тогда бы никакого роста цен на заправках не произошло - и бизнес бы заработал, и население было бы довольно. А по большинству товаров мы бы увидели заметное снижение цен.
Сейчас нефтяные компании просят Правительство либо разрешить им поднять цены на 4-5 руб. за литр, либо тонко намекают на компенсацию убытков в 150 млрд. руб. А власти уже намерены ввести заградительные экспортные пошлины (запретить и оградить - наше всё?). А не отдадим ли часть рынка другим странам-экспортёрам и не сократим ли добычу в стране?
Среди других возможных мер, применяемых в российской практике - компенсации нефтяным компаниям и снижение акциза на нефтепродукты. Но в любом случае, если государство субсидирует нефтяные компании и бензоколонки, то это всегда за счет населения - обычные пешеходы и велосипедисты начинают оплачивать заправку прожорливых крутых тачек, яхт и вертолетов чиновников и их детей. Почти бесплатный бензин - в Венесуэле, вот только в продуктовых магазинах там пустые полки. Самый дорогой - около 125 руб. в Норвегии (хоть и нефтяная страна) и Гонконге. В Китае литр 95-го стоит около 70 руб., в Турции - 90 руб. Основная причина дорогого бензина - высокие акцизы, помогающие минимизировать социальное расслоение, бороться за экологию и пересаживаться на велосипеды (в том числе и чиновникам). И это не мешает им делать товары и услуги по себестоимости дешевле российских. И даже перелёты "Норвежскими авиалиниями" доступнее билетов "Аэрофлота" на те же расстояния при их дорогом топливе и на порядок более высоких зарплатах персонала.
Профицит бюджета России в 2018г. уже превысил 2,5 трлн.руб. , а в ближайшие годы вероятно будет свыше 4 трлн.руб ежегодно. Но пока что обычным российских гражданам от этого богатства не достаётся ничего - все нефтяные доходы складываются в кубышку, средства из которой в лучшем случае просто лежат, в худшем - вкладываются в убыточные проекты (олимпиады, газопроводы, мосты...), целью которых, судя по результатам последних 10 лет, является не экономический рост (поскольку его нет), а перевод бюджетных денег на личные офшорные счета высших чиновников и олигархов, а также покупка элитной недвижимости и яхт для них же (поскольку они есть).
Текущие мировые котировки нефти - подарок для нас, который позволяет абсолютно безболезненно для бюджета снижать налоги, а не повышать их (чтобы стимулировать спрос и развитие малого бизнеса, а не убивать их), существенно опустить курс доллара (тем самым не только снизить цены на потребительские товары, но и обеспечить возможность обновлять изношенное и устаревшее оборудование), заметно повысить зарплаты бюджетникам, пенсии пожилым и стипендии студентам. Разговоров про инвестиции в человеческий капитал было много, и ресурсы для этого валятся как из рога изобилия, а нужных действий по-прежнему нет.
Друзья, ваши лайки, комментарии, репосты в социальных сетях и подписки очень помогут развитию канала!