Самый глубокий и композиционно выверенный роман русскоязычной современной литературы. При этом увлекательный, интересный и великолепно написанный.
Роман о том, по словам самого автора, "как один человек пошел защищать демократию и встретил Бога". Но количество смыслов и подтекстов больше, чем даже в моем любимом фильме "Нюрнберг". Поэтому я скажу, что роман о вере. Не о религии, не о церкви, а именно о вере.
Многостраничный (больше "Войны и мира") труд, писавшийся более 10 лет. Основной сюжет - злоключения невинно обвиненного в сексуальных преступлениях Евгения Золоторотова. Множество побочных линий и персонажей, каждый из которых тщательно продуман и играет свою, важную и необходимую, роль..
Но главное, для нас с вами, любителей и знатоков литературы - умело вплетенные автором в текст аллюзии на всю русскую, да и не только русскую, классику.
Например, читаешь себе сюжетную линию о жене коменданта "Ветерка" и двух её подругах. Читаешь-читаешь спокойно, пока вдруг - ррраз - и автор сам дает пас: "... так их и называли - "три сестры". И ты хватаешься за голову: "А ведь точно!" Возвращаешься, листаешь страницы - действительно, ты же Чехова читал. Вот они, как будто прямо его строки, его герои, его характеры.
Или с интересом наблюдаешь за биографией знатного атеиста Маркса Марксэновича Челубеева. Наблюдаешь-наблюдаешь, пока поединок не наклевывается. И удивляешься - верно, это ж Челубей!
А кафкианский процесс в первой части, в который автор не спешно, по-платоновски, вводит тебя, окружая проходящими персонажами с говорящими фамилиями, мешающими, а то и помогающими, главному герою добраться до собственного ювенильного моря. Но - оппп - и коридор перед Золоторотовым, как Прустовская мадленка, говорит тебе: "Ну Кафка же, Кафка! Посмотри".
А неожиданно взявшийся Шукшинский Егор Пригудин, выведенный автором как просто "Дурак"... Но Дурак особый, Залотухинский, с крестами и требами.
Особое место для автора занимают Толстой и Достоевский - их язык, их сюжеты встречаются от начала книги и до конца. Вообще же, кроме вышеперечисленных, я насчитал аллюзии на Гоголя, Распутина, Стругацких, Булгакова, Солженицына, Островского, Бунина, Лескова, Ильфа и Петрова, Салтыкова-Щедрина. Я не великий знаток русской классики, поэтому уверен, что вы, мои, о просвещённейшие из просвещённейших, подписчики, найдёте горзадо больше и, несомненно, со мной поделитесь.
И конечно, Библия - Ветхий завет, Новый. Занимающая особое место книга Левит. Всё это вписано в роман. Или роман вписан в Библию. Я и раньше говорил, что каждый великий писатель обязан написать своё "Евангелие". Ну, знаете - Евангелие от Булгакова, от Лескова, от Андреева... У Залотухи своё Евангелие, очевидно, получилось гениальным. Великое ли оно (как говорит Быков) или нет - узнаем лет через 50. Но гениальное - точно.
https://evg-int.livejournal.com/127043.html