Российской нефтегазовой сфере в ближайшие годы грозят миллиардные убытки. Причина кроется в технологическом отставании нашей страны.
Об этом пишет агентство Bloomberg, ссылаясь на данные инвестиционного банка Wood & Co. Financial Services AS.
«Вступление в 2020 году в силу новых правил Международной морской организации ООН (International Maritime Organization, IMO), запрещающих использовать в качестве судового топлива мазут с содержанием серы выше 0,5%, приведет к резкому падению спроса на высокосернистый мазут», – предупреждает агентство.
По мнению опрошенных экспертов, российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) не успеют подготовиться к переменам.
По данным Bloomberg, к началу октября в России вообще не производили мазута, соответствующего новым нормам IMO, а в двух третях выпускаемого топлива содержалось 2,5% серы или даже больше.
По словам старшего аналитика IHS Markit Ltd Александра Щербакова, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» вряд ли завершат к 2020 году модернизацию своих заводов, «а потому после вступления в силу новых нормативов российский мазут будет продаваться с большой скидкой».
За весь 2017 год отечественные компании, поставляющие мазут в более чем 100 разных стран, выручили за него примерно 9 млрд долл. Однако, как подсчитал инвестиционный банк Wood & Co. Financial Services AS: «Если Россия не обеспечит к 2020 году производство мазута с низким уровнем серы, выручка может сократиться на 3,5 млрд долл. – до 5,5 млрд долл.».
«У российских нефтяных компаний есть разные варианты сбыта высокосернистого мазута, однако ни один из них не сможет полностью компенсировать потери от сокращения спроса со стороны судовладельцев», - указывают эксперты Bloomberg.
О новых правилах IMO было объявлено в середине прошлого года. Организация объяснила их введение заботой об экологии. Однако экономисты сразу же начали предупреждать о побочных эффектах. Так, возросший спрос на чистое топливо может привести к загрузке мощностей и увеличению цен на другие нефтепродукты, в том числе авиакеросин.
Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук также признает, что Россия может понести потери, тем более что отказ от высокосернистого мазута в качестве корабельного топлива планировался и раньше.
«Конечно, наши компании к этому готовятся. Очевидно, что потери будут. Однако ситуация не критичная. Ведь речь идет о потере выручки именно на экспорте мазута. В нашей стране сейчас проходит процесс модернизации заводов для снижения выпуска мазута в пользу светлых нефтепродуктов. А, значит, мы сможем просто переориентироваться», – пояснил эксперт.