Найти тему
Правмир

Ты не «должен» ходить в церковь

Архимандрит Андрей (Конанос) - о правильных отношениях человека с Христом и Церковью.

«Я должен ходить в церковь!» Ты не должен. Это – вопрос любви. Представьте, если сказать какой-нибудь матери: «Ты должна любить своего ребенка»? Да она любит свое дитя, потому что сама этого хочет, потому что это ее ребенок, они связаны друг с другом, она любит его, целует, ласкает… Никто ей не говорит, что она должна любить своего ребенка – это чувство идет от сердца. Так и в отношениях со Христом и Церковью.

Потому я и говорю тебе ходить в церковь.

Видишь? Только что я опроверг всё вышесказанное. То есть я только что рассуждал, что всё должно идти естественным путем, а сейчас говорю тебе идти в церковь. Почему? Потому что знаю: в глубине души ты всё понимаешь и сам стремишься к этому, но не хватает усердия. И у тебя, милая девушка, его не хватает, и у тебя, уважаемый мой друг. Да, ты хороший человек, но тебе нужно напоминать. Да, ты веруешь, хочешь, стремишься, тебе нравится в церкви, но если не напоминать, то… Вот именно это я сейчас и делаю. И здесь не нужно обижаться или сопротивляться. Напоминать можно и нужно, главное – не переборщить, не ломать человека. Мягкое напоминание сродни легкому похлопыванию по плечу: «Ну что, пойдем?» Вот что я сейчас делаю. «Хочешь? – спрашиваю тебя осторожно. – Ну, так иди!»

Я вижу, что у тебя доброе сердце – а знаешь, почему? Потому что все эти годы, что существует наша радиопередача, ты нас слушаешь. Значит, ты находишь в этом какое-то наслаждение. Какое именно? Господа нашего Иисуса Христа.

Поверь мне, ты – прекрасный человек. Ты – прекрасна. И потому я призываю тебя пойти навстречу к Тому, Кто Прекрасен и Кого ты так полюбил. Ведь ты любишь не людей, ты любишь Христа! И Господь влечет тебя к Себе и дарит наслаждение, прикасаясь к твоей душе, заставляя ее трепетать от радости.

Ты плачешь. И многие так же говорят мне: «Когда я слышу эти слова, то начинаю плакать». Да, но понял ли ты, почему это происходит? Думал ли об этом когда-нибудь?

Знаешь, Кто дает нам этот плач, эти слезы? Господь! Это Он касается твоего сердца. И когда ты Его чувствуешь, то хочется плакать – совершенно неожиданно. Так обратись же к Тому, Кто вызывает эти слезы, и скажи: «Благодарю Тебя, Господи! Я пришел на Твою Божественную литургию. Я приблизился к Тебе – Тому, Кто смягчил мой взгляд, холодный и твердый, словно камень, и увлажнил слезами мои глаза. Я пришел поблагодарить Тебя, Господи, пришел сказать Тебе, что понял: Ты жив. Ведь ни один мертвец никогда бы не смог так коснуться моего сердца. Твое прикосновение притягивает и оживляет меня, потому что это прикосновение Истинного Бога».

Господь жив. Он – Тот, Кто вызывает эти слёзы, и неважно, сегодня это было или вчера, или будет завтра. Он – Тот, Кто прикасается к твоему сердцу. Живой Бог, присутствующий на Литургии. Понимаю, что не всё, происходящее в храме, тебе нравится: шум, множество людей, любопытные взгляды, смущающие тебя – да, есть такое, ты прав. Не во всём, но прав. Соглашусь с тобой. Однако на Литургии присутствует еще и Господь – Твой Создатель, Твой Бог, Творец, Друг, любимый Иисус, твое дыхание, твоя душа. Твоё всё. Помнишь, как св. Никодим Святогорец называет Христа в своем акафисте? «Иисусе мой, дыхание мое! Иисусе мой, душа души моей! Иисусе, желаннейший мой!» Прекрасные слова о том, Кто и Какой Он – наш Господь.

И Он присутствует на Божественной Литургии. Так оставь всё и поспеши в храм ради одного этого! Поспеши, чтобы почувствовать живого Христа.

Всё это не какие-то сказки.

Как-то я слушал интервью с одним православным епископом из Лондона. Этот владыка, до того как стать православным, был то ли протестантом, то ли католиком – сейчас не вспомню. Так вот, когда он впервые оказался на литургии в православном храме, его жизнь изменилась раз и навсегда. Он рассказывал, что тогда, в храме, он не просто услышал пение и слова молитв. Он ощутил присутствие Кого-то – Господа нашего Иисуса Христа.

Поэтому – ходи в церковь. Это драгоценная возможность – встать и пойти в храм. А сколько времени проводить в храме? Сколько хочешь. Как можно больше. Я уже говорил сегодня о том, как важно быть честным. Если ты честен, я верю тебе. Как это? Ну вот, к примеру, спрошу я тебя: «Сколько времени ты выдержишь в храме?», а ты ответишь: «Пятнадцать минут, отче». И я сразу же тебе поверю. Когда честный человек говорит так о пятнадцати минутах, это точно не ложь. Но если ты лукавишь, то в таком случае скажешь: «Пятнадцати минут будет достаточно?» Это лукавство, потому что очевидно: когда человек говорит так, значит, он может выстоять и все сорок пять минут, но ему это тяжело, он ленится, ему нужен лишь комфорт и веселье.

Потому я и говорю тебе быть честным – а сейчас пока всё не так хорошо. Почему, будучи в состоянии побыть в церкви сорок пять минут, ты этого не делаешь? Ведь это сорок пять минут любви. Сорок пять минут, в которые душа наполняется поцелуями Христа и Ангелов, Пресвятой Богородицы и святых. Сорок пять минут, наполняющих жизнь жизнью, а сердце - благодатью. Понимаешь, что я говорю? Нет? Вот потому и нужно поспешить в храм – чтобы понять. А как иначе? Через нашу передачу? Хорошо, конечно, что ты ее слушаешь, но на Литургии ты проживешь всё это сам. Проживешь Христа. Там – Христос.

Итак, вы всё поняли. Будем надеяться, что и я, рассказавший вам обо этом, тоже всё пойму. К счастью, у нас большая компания, и я надеюсь на молитвы каждого из вас.

Перевод Елизаветы Терентьевой для портала "Православие и мир"