На Украине продолжают утверждать, что Россия "незаконно" проверяет иностранные корабли в Азовском море и якобы мешает судоходству. В этом Незалежной удалось убедить и Европарламент, который пригрозил РФ санкциями в случае "эскалации" ситуации в данном районе.
Пока же украинские эксперты пытаются решить, что можно противопоставить "российской агрессии" в Азовском море. Говорят, что нужно усиливать военно-морскую группировку, и под это заявляют о необходимости увеличения помощи со стороны США, которые уже продали Незалежной два списанных катера класса Island, а еще собираются передать два фрегата.
"Я не вижу иного пути, чем усиление военно-морской группировки. Я сторонник того, что два "Айленда" - это мало, нужно больше. Нужны "Mark V", "Mark VI" и другие катера, которые способны опережать другую сторону в скорости, реализовывать концепцию мобильных миссий и группового влияния. Это также дает возможность патрулировать крупные акватории и быстро вскрывать там ситуацию в случае опасности", - заявил на днях адмирал в отставке, экс-заместитель министра обороны Украины Игорь Кабаненко в эфире "Эспрессо TV".
По его словам, усиливать группировку Незалежной нужно и в Черном море, где Россия может перекрыть судоходство по уже опробованному в Азовском море сценарию.
"На Азовском море другого пути нет, на Черном тоже необходимо реализовывать, потому что существует серьезная опасность между захваченными платформами и островом Змеиный, где образовался маленький коридор для всего гражданского судоходства, который может быть перекрыт в любой момент по той же кальке, которая развивается на Азове.
Существует опасность, что этот коридор тоже может быть перекрыт. Там необходимо наладить патрулирование нашими силами, это нужно было сделать еще вчера", - отметил украинский экс-адмирал.
Похоже, что с планами по патрулированию Черного моря Украина припозднилась... По крайней мере, командующий ВМСУ Игорь Воронченко считает, что Россия уже берет под контроль указанный водоем.
"Они проводят опрос, когда судна и под украинскими флагами и под флагами других государств направляются к Черноморским портам. Капитаны этих судов имеют право не давать четкие ответы относительно характера груза и куда они направляются. Но, к сожалению, процентов 90 капитанов дают такие ответы. Я считаю, что дальнейшая эскалация в Черном море может быть проведена", - заявил он в программе "Свобода слова" на ICTV.
Как отметил Воронченко, Украина в ответ не будет использовать свои катера для досмотра российских судов - не считает нужным.
"Необходимо это решать в международных институтах безопасности, и нужно привести законодательство к международным нормам", - сказал командующий ВМСУ.
По его словам, "соглашение, подписанное в 2003 году, не соответствует Конвенции международного морского права, и такого понятия, как "внутренние воды" для Азовского моря не существует, оно не подпадает".
Воронченко отметил, что военный корабль может осматривать суда, когда имеет для этого достаточно оснований. Например, если судно занимается пиратством, работорговлей, осуществляет несанкционированное вещание или находится под другим флагом.
"За период с 25 апреля был остановлен 481 корабль и 202 в Азовском море Это для каждого корабля должно быть такое досье, что вся ФСБ России должна быть задействована в эти дела", - заявил командующий ВМСУ, добавив, что все остановки украинских судов являются безосновательными.
А разве Украина не занималась пиратством, захватывая "Норд"? Тут и до работорговли не далеко... Так что законных оснований у России достаточно.