К размышлению: «Жизнь — это продвижение от желания к желанию, а не от наслаждения к наслаждению», - сказал однажды Сэмюэл Джонс. А Джордж Бернард Шоу в своей книге «Человек и сверхчеловек» писал: «В жизни есть две трагедии. Одна – потерять то, что жаждет сердце. Другая- обрести это.» Эти слова, как нельзя лучше указывают на нашу ненасытную природу и человеческие привязанности. Зачастую нами настолько овладевают желания, что мы теряем способность быть счастливыми здесь и сейчас. Некоторые из нас в постоянных поисках мимолетных удовольствий становятся неподатливыми или даже жадными.
Кристина Гроф, автор книги "Жажда целостности" приводит хороший пример: «…мы привязываемся к отношениям, ролям, видам деятельности или к материальным объектам по многим причинам. Иногда мы держимся за них из-за страха или пытаемся в своей жизни избежать страданий. Пытаясь удовлетворить свое искренне и неудовлетворимое желание быть любимыми и понятыми, мы привязываемся к другим людям, к животным, к своим ролям в обществе и на работе, которые обещают дать нам то, чего мы страстно желаем. Возможно мы горим от стыда и постоянно ищем вокруг что-нибудь, что улучшило бы наше состояние. Или быть может мы пытаемся создать ощущение безопасности и смысла, определяя себя в понятиях, свойственных нашим взглядам и мнениям. Наша духовная жажда толкает нас на поиски удовлетворения, и мы совершаем ошибку, пытаясь ее утолить не там, где нужно."
Я задаюсь вопросом: "Сколько же нужно человеку ЭТОГО "золота"?" Мы часто слышим из новостей о несусветном количестве богатства в виде недвижимости, которое приобрел человек и о том непрекращающемся аппетите в погоне за следующим материальным объектом. Не кажется ли вам, что это похоже на болезнь и одержимость? Такие люди порой нервничают, теряют сон, что не способны справиться с тяжелой ношей. Заболевают от страха потери, если вдруг лишаются одного такого золотого куска. Впадают в отчаяние потеряв ту или иную сумму денег, в миг становятся несчастными, хотя если присмотреться, то ему есть где жить, где спать, что есть, у него есть работа... Но эта потеря становится сплошным страданием, тем самым иллюстрирует непрерывное влияние наших желаний, а также наш страх перед изменениями.
Автор книги приводит прекрасный пример: "В тибетском буддизме есть чрезвычайно удачный образ - мир голодных духов, или прета. Прекрасные тибетские изображения Колеса Жизни отражают различные раи и ады сознания, которые мы в своих переживаниях посещаем при жизни или после смерти. Один из таких адов населяют голодные духи - существа, у которых огромные животы, величиной с гору, ненасытный аппетит, а рты с размером с игольное ушко и чрезвычайно тонкие шеи. Они никогда не бывают удовлетворены. Целую вечность они не могут приблизиться к столам, где проходят пиршества, фруктовые деревья при их приближении покрываются шипами, и весь мир вокруг них становится опустошенным. Эти ненасытные создания удивительно удачно отражают нашу борьбу с привязанностями и зависимостями. Борясь за осуществление своих желаний, мы зачастую бываем такими же ненасытными. Мы хотим чего-то или кого-то, и, когда получаем это, оно утрачивает для нас свою привлекательность точно так же, как возбуждение, испытываемое при новом любовном приключении, в конце концов со временем исчезает. В нас поддерживает это возбуждение сама энергия погони за своей целью, но, когда мы наконец-то становимся обладателями предмета нашего поиска, этот предмет больше нас не радует. Однако отказаться от него нам также трудно, поэтому мы удерживаем его и в то же время ищем, чтобы нас могло удовлетворить больше." Если эта погоня выходит за рамки, то первоначальная привязанность становится одержимостью и не дает нам спокойно жить.
Кто не испытывал чувства, что по другую сторону забора трава зеленее?
"Мы ошибочно направляем присущий нам поток целостности на различные виды внутренней и внешней деятельности, на вещества и отношения, которые не могут ни ответить на наши насущные вопросы, ни заполнить нашу духовную пустоту. Извечная проблема привязанности и вытекающего из нее страдания отделяет нас от потенциальной радости и свободы.
Настоящий момент — это окно в божественное. Мистики говорят нам, что предмет наших духовных поисков находится прямо здесь и сейчас, но из-за наших внутренних барьеров мы большую часть времени не можем его видеть. Некоторые из этих барьеров связаны с нашими привязанностями, а также с негибкостью и страхом, которые эти привязанности порождают. Поскольку мы не способны искренне радоваться настоящему моменту, мы не можем полностью соединиться со своим жизненно важным источником творчества, любви и вдохновения. Наши привязанности удерживает нас вдали от божественного.»
Вот и подумайте хорошенько, где и в какой момент стоит остановиться.