Все мы устроены так, что прошлое нам кажется лучшее, чем настоящее. Это касается всех сфер нашей жизни, но нет темы, которая не вызывала бы большего всплеска ностальгических споров, чем воспоминания о советской школе, где преподаватели были строже, школьники – прилежнее, а образование – на порядок лучше.
Так ли это на самом деле? Рассмотрим 5 популярных убеждений-мифов о советской школе.
1. Образование в СССР – лучшее в мире
Мнение опирается на факт истории: устройство советской школы было скопировано из системы образования царской России.
На самом деле методики обучения дореволюционной школы действовали только в начале становления советской школы, когда народ нужно было срочно учить грамоте. Старая система действовала в России 10 лет, а после образовательных реформ 30 годов советская школа стала такой, какой мы помним до сих пор.
2. Советские учителя были заинтересованы в успеваемости учеников
Да, это так, но это было продиктовано не альтруизмом советских преподавателей. В советских школах, как на любом предприятии тех времен, объявлялись социалистические соревнования по повышению успеваемости. Когда время соцсоревнований прошло, закончился и учительский энтузиазм в отношении оценок учеников.
3. Зарплата советских учителей была достойной
На самом деле во времена социализма зарплата учителя городской школы была на 15% ниже средней по стране. Учителям деревень и сел было еще труднее в материальном плане: их зарплата зависела от доходов колхоза и устанавливалась решением сельского Правления.
4. Образование в советских школах было бесплатным
Ошибочное мнение, которое любят повторять все, кто учился в советской школе. Немногие вспоминают период с 1940 по 1956 год, когда учеба в старших классах стоила 200 рублей в год. Не поэтому ли в те времена так мало было выпускников-десятиклассников? Не любят вспоминать и сборы денег на нужды школы, которые были популярны в 80-х годах.
5. Советские ученики имели равные права
Мало кто помнит, как в советских школах будущие первоклассники проходили вступительные тесты. По их результатам учеников разделяли по классам «успевающих» и «отстающих» в развитии. И ребенку из «отстающего» класса вырваться в статусный класс было не легче, чем индусу сменить низшую касту на высшую.
Что вы думаете по этому поводу пишите в комментариях и подписывайтесь на наш канал.