Чудесные вещи порой происходят в российском кино... Фраза "Сарик Андреасян снял хороший фильм" уже не звучит как оскюморон. В рубрике "И всё-таки оно НАШЕ", посвященной, в том числе, неочевидным достижениям российского кинематографа - драма "Непрощенный", основанная на реальных событиях.
Первый вопрос, который, возможно, у вас возникнет: зачем вообще они сняли это кино? Ведь история Виталия Калоева всем известна, были уже и документальные фильмы, и игровой с Арнольдом Шварценеггером ("Последствия" 2016 года). Расследовать в этом деле уже нечего, никаких загадок в той катастрофе не осталось. Напомню, в 2002 году произошло авиакрушение после столкновения в воздухе над Германией двух бортов. Большинство погибших - дети, летевшие "Башкирскими авиалиниями" из Москвы в Барселону. В катастрофе погибла семья Виталия Калоева: жена, сын и дочь. В 2004 году Калоев отправился в Швейцарию, где нашел и убил авиадиспетчера, по чьей вине и произошло столкновение самолетов. Калоев два года отсидел в швейцарской тюрьме, вернулся на родину, где его встретили как героя.
Интересно было бы провести социологический опрос у потенциальных зрителей "Непрощенного" и задать им единственный вопрос: как вы думаете, о чем будет этот фильм? Допустим, голоса распределились бы следующим образом:
50% - о мести (главный герой, потерявший семью, мстит виновникам авиакатастрофы)
30% - о семейных ценностях (фильм о том, что нет ничего в жизни дороже семьи)
20% - о загнивающем Западе (европейцы погрязли в лицемерии и стяжательстве, забыв о высоких духовных ценностях)
Если бы один из этих ответов был правильным, не было бы смысла писать этот отзыв. Однако режиссер Андреасян неожиданно выбрал самый мудрую и беспроигрышную, хоть и очень сложную в реализацию концепцию - показать историю несчастного/непрощенного Калоева как Трагедию в шекспировском понимании этого слова. Мы же перечитываем "Гамлета" и "Макбета", пересматриваем экранизации, прекрасно зная сюжет. Великие шекспировские произведения дают нам возможность прикоснуться к трагической натуре человека в глобальном смысле, ощутить глубокие, всеобъемлющие эмоции, получить некий психологический опыт и в конце, может быть, дойти до катарсиса. Виталий Калоев в "Непрощенном" - настоящий шекспировский герой, выкручивающий эмоциональную шкалу трагизма до максимума. Трагедия как она есть, без голливудской сентиментальности, спекуляции семейными ценностями, смакования чернушных сцен катастрофы и прочих соблазнов для такого авантюрного кинематографиста, как Сарик Андреасян. Оттого еще более удивителен результат.
В главной роли - Дмитрий Нагиев. Эту авантюру необходимо отметить особо. Для Нагиева, более известного в качестве шоумена и комедийного актера, это первая крупная драматическая роль в кино. Некоторые зрители заметили слабое сходство загримированного актера с реальным Калоевым, но мне не хочется придираться к этому моменту. Главное, что персонаж не похож на самого Нагиева. Забавно так получилось, что два человека, ассоциирующиеся с "дурацкими комедиями", почти одновременно сделали уверенный шаг в драматический жанр (Андреасян в 2016 году снял "Землетрясение" о трагедии в Спитаке).
Конечно, Андреасян не стал новым киношным Шекспиром - это было бы совсем уж невероятно. Да и до катарсиса фильм не дотягивает, финал получился не очень уверенный. Настоящая Трагедия должна заканчиваться как-то торжественно, Андреасян же немного "размазывает" эмоции и жирную точку не ставит. Тем не менее, "Непрощенный" приятно удивил цельностью, умеренно шекспировским размахом, беспристрастным повествованием без осуждения или оправдания героев.
Моя оценка: 7/10