Найти тему
СЕМЬЯ И ШКОЛА

КАК МЫ УЧИЛИСЬ ЧИТАТЬ И ЛЮБИТЬ ЧТЕНИЕ

У нас любовь к чтению прививалась с самого рождения самыми позитивными методами и без насилия. Буквально с рождения я стала читать дочке короткие стишки из детских книжек, читать ярко с интонацией, проигрывая каждого героя. Малышка лежала на животике и видела картинки, удивительно быстро запомнила, какая книга о чем, и из принесенных трёх штук свободно выбирала (как и положено детям всегда одну и ту же).

Затем пошли Маршак и Чуковский. Они были просто до дыр зачитаны. Как только Кристина начала делать попытки говорить (у нас примерно в 11 месяцев), я стала изредка недочитывать строчку, делая паузу и давая ей возможность закончить (конечно, невнятно, но мне понятно).

В три года дочка в процессе игры выучила буквы, не заставляли! Ей нравилось узнавать новые буквы и искать их повсюду. Естественно, дома появились и магнитная азбука на холодильнике, и азбука-мозаика, и электронный плакат, который сам давал дочке задания, и детский игрушечный ноутбук, который помогал изучить буквы и цифры, а также песенки.

Просто искать буквы, конечно же, быстро надоело и надо было складывать! Таким образом, без какого-либо насилия к четырём годам Кристина зачитала.

Что читала? Для начала те самые свои малышковые книжки, которые уже знала наизусть. Я была совсем не против, т.к. это помогло ей лучше усвоить образ слова и быстрее перейти от слогового чтения к словесному, а затем и фразовому. Потом мы достали с полки мои детские книжки (тонкие) и вместе с ней выбирали в магазине новые, которые её бы заинтересовали. Все книги были в полной её доступности. Кстати, дочка за все время критично не порвала ни одной книги, только немного обмусолила обложки у своих "младенческих" любимиц. Если вдруг случайно у неё надрывался краешек страницы, мы её никогда не ругали, т.к. тогда она (по крайней мере, конкретно она) ни за что не стала бы брать книги сама!

-2

Итак, Кристина начала читать самостоятельно, но мы ни в коем случае не оставили при этом совместное чтение! Оно просто необходимо и дальше! Теперь дочка самостоятельно справлялась с коротенькими произведениями, а длинные по несколько вечеров читала я (хотя чтение именно по вечерам - для нас не правило, мы могли так почитать и днём или несколько раз в день - я старалась не отказывать просьбе ребёнка и не делать вид, что это очень утомительно для меня - чтение всегда праздник!).

Помимо этого, в нашей семье мы с мужем сами стараемся постоянно читать, а потом, обычно, делимся друг с другом мыслями о прочитанном, рекомендациями и так далее. Несложно догадаться, что для Кристины такое обсуждение тоже стало потребностью! Она после каждой прочитанной книги стала приходить к нам делиться впечатлениями, даже если мы слышали, как она читала. Это очень важный момент в формировании любви к чтению! И мы его всячески поощрали, внимательно и терпеливо слушали (никто же не подумал, что у маленького ребёнка сразу же всё связно и пересказывает шикарно... Но надо дать развиться этому навыку - терпение, терпение и ещё раз терпение, торопиться не надо), чтобы помочь сформулировать мысль иногда задавали наводящие вопросы, поддерживали и считали равным членом беседы, который тоже решил сделать свой вклад в семейное чтение и порекомендовать родителям книгу. Часто после этого мы брали детскую книгу и перечитывали её сами, не потому что не знали её, а потому, что ребёнок очень старательно рекомендовал! Это тоже важно! На мой взгляд, это помогает привить и любовь к чтению, и ощущение уверенности в себе, и вовлечение в общесемейную жизнь.

Таким образом, постепенно Кристина перешла к более крупным произведениям, большинство выбирает по моим отзывам (я специально читаю заново всю детскую литературу), а потом рекомендует перечитать это отцу. Иногда ей хочется отдохнуть и она просит приобрести что-то откровенно лёгкое и даже на наш взгляд примитивное для неё - мы никогда не противимся и покупаем! Дочь прочитает быстренько пару-тройку таких книжек и сообщает, что довольно с неё этой билеберды и берёт что-то более стоящее.

А сейчас Кристина с нетерпением ждёт рождения сестрички, чтобы перечитать ей все любимые с детства книги и уже познакомила мой живот с творчеством Маршака. Конечно же, я это только поощряю! Надеюсь, что у второй малышки таким образом будет ещё больше соблазнов к чтению.

Если не трудно, то напишите, как у вас проходило обучение чтению? Любят ли ваши детки читать? Какие у них любимые книги? Я думаю, что таким опытом нужно делиться, чтобы помочь будущим читателям полюбить книжку...

-3