У нас любовь к чтению прививалась с самого рождения самыми позитивными методами и без насилия. Буквально с рождения я стала читать дочке короткие стишки из детских книжек, читать ярко с интонацией, проигрывая каждого героя. Малышка лежала на животике и видела картинки, удивительно быстро запомнила, какая книга о чем, и из принесенных трёх штук свободно выбирала (как и положено детям всегда одну и ту же).
Затем пошли Маршак и Чуковский. Они были просто до дыр зачитаны. Как только Кристина начала делать попытки говорить (у нас примерно в 11 месяцев), я стала изредка недочитывать строчку, делая паузу и давая ей возможность закончить (конечно, невнятно, но мне понятно).
В три года дочка в процессе игры выучила буквы, не заставляли! Ей нравилось узнавать новые буквы и искать их повсюду. Естественно, дома появились и магнитная азбука на холодильнике, и азбука-мозаика, и электронный плакат, который сам давал дочке задания, и детский игрушечный ноутбук, который помогал изучить буквы и цифры, а также песенки.
Просто искать буквы, конечно же, быстро надоело и надо было складывать! Таким образом, без какого-либо насилия к четырём годам Кристина зачитала.
Что читала? Для начала те самые свои малышковые книжки, которые уже знала наизусть. Я была совсем не против, т.к. это помогло ей лучше усвоить образ слова и быстрее перейти от слогового чтения к словесному, а затем и фразовому. Потом мы достали с полки мои детские книжки (тонкие) и вместе с ней выбирали в магазине новые, которые её бы заинтересовали. Все книги были в полной её доступности. Кстати, дочка за все время критично не порвала ни одной книги, только немного обмусолила обложки у своих "младенческих" любимиц. Если вдруг случайно у неё надрывался краешек страницы, мы её никогда не ругали, т.к. тогда она (по крайней мере, конкретно она) ни за что не стала бы брать книги сама!
Итак, Кристина начала читать самостоятельно, но мы ни в коем случае не оставили при этом совместное чтение! Оно просто необходимо и дальше! Теперь дочка самостоятельно справлялась с коротенькими произведениями, а длинные по несколько вечеров читала я (хотя чтение именно по вечерам - для нас не правило, мы могли так почитать и днём или несколько раз в день - я старалась не отказывать просьбе ребёнка и не делать вид, что это очень утомительно для меня - чтение всегда праздник!).
Помимо этого, в нашей семье мы с мужем сами стараемся постоянно читать, а потом, обычно, делимся друг с другом мыслями о прочитанном, рекомендациями и так далее. Несложно догадаться, что для Кристины такое обсуждение тоже стало потребностью! Она после каждой прочитанной книги стала приходить к нам делиться впечатлениями, даже если мы слышали, как она читала. Это очень важный момент в формировании любви к чтению! И мы его всячески поощрали, внимательно и терпеливо слушали (никто же не подумал, что у маленького ребёнка сразу же всё связно и пересказывает шикарно... Но надо дать развиться этому навыку - терпение, терпение и ещё раз терпение, торопиться не надо), чтобы помочь сформулировать мысль иногда задавали наводящие вопросы, поддерживали и считали равным членом беседы, который тоже решил сделать свой вклад в семейное чтение и порекомендовать родителям книгу. Часто после этого мы брали детскую книгу и перечитывали её сами, не потому что не знали её, а потому, что ребёнок очень старательно рекомендовал! Это тоже важно! На мой взгляд, это помогает привить и любовь к чтению, и ощущение уверенности в себе, и вовлечение в общесемейную жизнь.
Таким образом, постепенно Кристина перешла к более крупным произведениям, большинство выбирает по моим отзывам (я специально читаю заново всю детскую литературу), а потом рекомендует перечитать это отцу. Иногда ей хочется отдохнуть и она просит приобрести что-то откровенно лёгкое и даже на наш взгляд примитивное для неё - мы никогда не противимся и покупаем! Дочь прочитает быстренько пару-тройку таких книжек и сообщает, что довольно с неё этой билеберды и берёт что-то более стоящее.
А сейчас Кристина с нетерпением ждёт рождения сестрички, чтобы перечитать ей все любимые с детства книги и уже познакомила мой живот с творчеством Маршака. Конечно же, я это только поощряю! Надеюсь, что у второй малышки таким образом будет ещё больше соблазнов к чтению.
Если не трудно, то напишите, как у вас проходило обучение чтению? Любят ли ваши детки читать? Какие у них любимые книги? Я думаю, что таким опытом нужно делиться, чтобы помочь будущим читателям полюбить книжку...