О возможном удорожании бензина на 5 рублей за литр нефтяники рассказали на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака.
В ходе состоявшегося еще 24 октября совещания у вице-премьера Дмитрия Козака нефтяники сообщили, что розничные цены на бензин и дизельное топливо могут вырасти на 4-5 рублей за литр. Об этом РБК рассказал один из участников совещания и подтвердил источник, близкий к другому участнику совещания.
По словам одного из собеседников издания, нефтяники предложили правительству поднять цены. Другой участник встречи заявил, что бизнесмены просто жаловались правительству на свои проблемы и оценили свои убытки при продаже одного литра бензина в 4-5 рублей и выразил уверенность, что поднимать цены они все-таки не будут.
Весной после резкого роста цен на бензин правительство договорилось с нефтяниками о сдерживании цен с 1 июня. Договоренность до сих пор действует. Однако, как подсчитали аналитики Vygon Consulting, из-за снижения курса рубля и подорожания нефти, литр бензина АИ-92 продается в октябре в среднем дешевле на 4 рубля, чем он мог быть продан на рынке. После заморозки цен нефтяные компании недополучили около 150 млрд рублей прибыли, подсчитал директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов.
Правительство не согласно с мнением компаний о необходимости компенсировать недополученные доходы и вынуждает их продолжать субсидировать конечные цены. Как сказал в понедельник Дмитрий Козак, компаниям с учетом доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов, нужно проявить альтруизм.
Хотя компании и недополучают доходы на внутреннем рынке в переработке. В 2018 году они заработали 1,5 трлн рублей девальвационной прибыли в добыче. И, как утверждает близкий к правительству источник, резервы временного сдерживания цен у них есть. Правительство летом согласилось предоставить в 2019 году субсидию для сдерживания цен на топливо в размере примерно 400 млрд рублей, а осенью после жалоб увеличило ее до 600 млрд рублей в год. Однако половину ее оно вернет за счет роста НДПИ.
Так правительством был фактически легализован негласный механизм субсидии для проблемной переработки за счет более выгодной добычи. На следующей неделе правительство грозится ввести заградительные экспортные пошлины на нефтепродукты и нефть, и нефтяники согласились продавать нефтепродукты независимым АЗС по тем же ценам, что и своим.
Однако осенью некоторые АЗС все же начали отпускать цены. Ожидается, что второй напряженный период наступит в начале 2019 года, когда вырастут акцизы и НДС и начнет действовать налоговый маневр в нефтяной отрасли. По оценкам Vygon Consulting, бюджетная субсидия в новом году снизит уровень налоговой нагрузки в рознице, а дисконт к экспортной цене АИ-92 составит всего 20 копеек, а не 4 рубля, как сейчас.
«Механизм ее [субсидии] работы очень простой: если нефтеперерабатывающий завод поставляет на внутренний рынок бензин или дизельное топливо пятого класса, за десять дней до уплаты акциза он получит субсидию от государства в среднем в размере 10 тыс. руб. на тонну. Акциз на дизельное топливо с 1 января 2019 года составит 8,5 тыс. руб. Получается, субсидия государства на 1,5 тыс. руб. больше акциза. Если говорить о бензине, субсидия составит 80% от размера акциза», - рассказал директор департамента Минфина Алексей Сазанов.