текст Рина Сметанюк фото Евгений Соколов
Нет, конечно, нынче в тренде утонченные парни с бородищами лопатой и в лоферах на босу ногу. Но олдскульные рок-н-рольщики в кедах и с двухдневной щетиной – это ж непреходящий симбиоз душевности и экспрессии! А потому сколько бы ни цитировали первые Пруста и Паланика, вторые, вдарив по струнам и затянув «Вот новый поворот» или «Wind of change», всегда, как писал дедушка Крылов, отыщут уголок в нашем сердце. Страшно сказать, сколько лет исполнилось днями самой известной ковровской рок-н-рольной команде «Жест Ока». Тридцать, Карл, тридцать! А они, как и прежде заводят и молодых барышень, и слесарей любого разряда, и искушенных в развлечениях бизнесменов. БОРЩ напросился на репетицию и в паузах успел поговорить о будущем ковровского рок-н-рола, о том, как Тимати перешел им дорогу и о том, чем станет ли когда-то гитара немодной.
- Вопрос как к «отцам ковровского рок-н-рола»: а «дети»-то у него есть? Или нынешние пятнадцатилетние повально читают рэп?
- (Сергей) Чтобы быть, как говорится, модным парнем, всегда будет нужна гитара. Просто, видимо, до этого надо дорасти. Я сыну с малолетства пытался «привить гитару», но, как говорится, ни фига. А как повзрослел, стал с девчонками во дворе гулять, так сам пришел: «Пап, покажи аккорды!»
- А есть «нетленки» под гитару, которые девушек всегда гарантированно впечатляют?
- (Олег) Репертуар Владимира Кузьмина срабатывает, «ЧиЖ» нормально идет, Александр Иванов «Боже, какой пустяк» или «Я буду помнить». Еще, пожалуй, группа «Воскресенье». И, конечно, девчонкам нравятся, когда песню сочинил ты сам. А уж если еще ей и посвятил…
- Молодые перспективные команды есть в Коврове?
- (Сергей) Вот как раз сын играет в группе «Зачет», их команда уже пару лет выступает на городских праздниках. Вообще, сейчас групп шесть молодых есть, которые о себе неплохо заявили. Молодежь что-то тайком сочиняет, но пока они не очень охотно это выдают. Видимо, стесняются.
- Или не о чем писать? Ну, про любовь – понятно. Но в этом плане за попсой никогда не угнаться. А про остро социальные темы, про политику – наверное, не так популярно, как в 90-е.
- (Олег) Надо писать о том, что волнует каждого, чтобы каждый мог «примерить» песню на себя. Тогда это будет популярно.
- Тут, естественно, просится вопрос из серии «баян»: а что первично – мелодия или текст?
- (Олег) По-разному. Бывает строчка какая-то одна появится сначала или рифма интересная. И на нее накидывается музыка. А бывает, что мелодию крутишь годами, прежде чем под нее родится текст. Вот, например, «Все будет хорошо» почему-то написалась сразу и легко. И музыка, и слова.
(Для тех, кто не в курсе: эта песня с самого свежего альбома с одноименным названием. И я понимаю, почему сорокапятилетний Грабкин написал ее без напряга. Она суть его самого, думаю, на данном жизненном отрезке. Вот я ее воспринимаю как отражение внешнего пофигизма 40-летних людей, наживших синяков и ссадин на душе от перманентных обломов, но при этом еще не отболевших надеждами, как те, кому за восемьдесят. Ну, это, ИМХО, конечно.
- Олег, а ты сам-то как прикипел к музыке?
- Семья вообще-то у нас медицинская, но старшая сестра училась в музыкальной школе по классу фортепиано. Ну и меня зацепило – мы разучивали тогдашние хиты в четыре руки: «Boney M», «АВВА» и нашу «Машину времени». А гитару мне подарили в десять. Мама как-то летом пришла с работы и – опа! Так в сентябре в музыкалку и пошел.
- Хорошо учился?
- Скорее, быстро. Расписание в музыкалке вступало в неравный бой со школьным, поэтому приходилось постигать нотную грамоту галопом.
- А что присоветуете нынешним новичкам, которые рвутся на музыкальный Олимп?
- Как раз учиться. Можно к нам можно прийти позаниматься, мы даем знания первоначальные. Но если цель основательная – надо получить серьезное образование. Владимирское музучилище – это достойное качество. К тому же, это возможность завести нужные знакомства и связи.
- А как тебе конкурсы типа «Голос» или «Народный продюсер» (в котором вы сами принимали участие с песней «Все будет хорошо»)? Такие «трамплины» работают?
- Пару лет назад у нас был такой опыт, из которого вывод мы сделали один: нужны деньги. Владимирский «Рекорд-оркестр» с песней «Три звезды» продюсировал Тимати, и есть сомнения, что их победа объективной: изначально мы лидировали в онлайн-голосовании, а буквально за 10 минут до конца их проценты резко пошли вверх. Ну и как это понимать?
- Деньги, конечно, влияют. Но вот если говорить конкретно о разнице между вами и «Рекордом», то проблема-то, может, как раз в вашей олдскульности? Сейчас публике нужен «прикол»: клип забавный (на, вполне возможно, посредственную песню) или аранжировки неожиданные, как у того же «Рекорда», который свою «Ладу Седан» сыграл с оркестром народных инструментов.
- Да, это и пиар, и возможность расширить аудиторию. И у нас были идеи про симбиоз, например, с оркестром. Было здорово, если бы, например, Александр Швецов (дирижер камерного оркестра ДШИ им. Иорданского – прим. ред.) выбрал песню из нашего репертуара и показал, как, по его мнению, можно ее сделать вкусно. Что касается клипов, то это недешевое удовольствие и не всегда дает ожидаемые дивиденды. Знаем по личному опыту. Сейчас главное – ротация на радио. А это очень дорого. Например, года три назад на «Русском радио» Басков за песню «Блондин» платил пятьдесят тысяч евро в месяц. Так это со скидкой постоянного клиента, так-то тысяч восемьдесят стоит. Так что деньги большие, а еще не известно, выстрелит песня или нет. Радио – это главное сейчас. Но это дорого. Либо ты должен быть чертов гений, чтобы тебя захотели крутить бесплатно.
- А кто ваш почитатель, если объективно?
- (Олег) Мы же играем разную музыку: и рок, и фолк, и все, что угодно. На корпоративах – так и «Лабутены» можем, и «Че такая дерзкая», и Егора Крида. Так что, наверное, каждый что-то в нашем репертуаре может найти.
- Кстати, о «Лабутенах»: вы исполняете их в цензурной версии. Оригинальный вариант не приемлете?
- (Юрий) Сцена – это святое. Грязь литься с нее не должна.
- А «тяжелые» композиции у вас есть?
- Из «АC/DC» и «Led Zeppelin» есть композиции, кое-то из репертуара Оззи Осборна. Если полегче, что Брайн Адамс и Джон Бон Джови.
- Понимаю, что весь этот «корпоративно-юбилейный чес» для музыкантов неизбежен, но вас не коробит, что приходится «нести в массы» не свое творчество, а каверы чужих хитов, причем порой сомнительного качества?
- (Олег) Когда играешь и видишь, что людям нравится, не коробит. Если людям нравится, можем и «Белые розы» сыграть семь раз за вечер. Считай, что мы себя так в тонусе держим.
- Да понятно, что еще и семь раз заплатят за эти «розы»...
- (Юрий) А мы за музыку денег не берем. Платят нам за то, что мы – грузчики. Для нас корпоратив – это с утра загрузить аппаратурой «Газель», прибыть на место за два часа до начала, чтобы все установить-настроить. И такая же история после выступления. Натаскаешься так, что силы на «поиграть» еще найти надо.
- А насколько публика отзывчива сейчас на живое исполнение?
- (Юрий) «Ответочка» от публики всегда приходит симметричная тому, какой посыл ты ей дал. Ты должен прежде всего сам кайфовать от того, что делаешь. Бывают, конечно, аудитории из серии «Давайте веселите нас», но ты просто честно делай свое дело, и все получится.
- (Олег) Да, мы как-то выступали в Москве на международной выставке перед немцами, каким-то там министрами. Так они разошлись так, что под три струны были готовы танцевать. Вроде и музыка не «их», а, сдвинув галстуки в сторону, отрывались на всю катушку.
- А вам эта «ответочка» важна?
- (Юрий) А без нее получится, что просто потаскали-поразгружали без удовольствия.
- А можете припомнить самую необычную площадку, где вы выступали?
- (Константин) Коровник. Правда, уже не действующий на тот момент. Мы выступали на юбилее у одного человека, кажется, в Красной Горбатке. Мы с Олегом остались снаружи, перед публикой, а ребятам пришлось «закамуфлироваться» в бывшей хозпостройке.
- А самый необычный заказ на песню?
- (Константин) Однажды попросили спеть «Let It Bee» «с французским акцентом».
- И все-таки где и когда можно послушать именно ваш репертуар?
- (Олег) В конце прошлого года мы делали юбилейный концерт. В этом тоже сделаем еще один концерт. Надо, чтобы люди соскучились. Есть и студийные задумки – должны появиться несколько новых песен.
Что ж, это хорошо, что «отцы ковровского рок-н-ролла» в разряд «дедушек» перейти не спешат. И не о творческой пенсии думают, а о новых песнях. Ну и пусть на радио крутят Баскова. Мы-то знаем, почему. Зато у нас есть возможность слушать умную музыку в живом исполнении.