Для того, чтобы установить гармонию как во внутреннем мире каждого, так и в отношениях между людьми, Господь на горе Синай
(Втор. 31, 30) произносит Десять Заповедей, которые должны стать началом, серединой и концом всего нравственного пути человечества. Десять Заповедей были записаны на двух каменных скрижалях, по пяти на каждой, и даны Моисею. Текст был начертан на обеих сторонах скрижалей (Исх. 32, 15), притом так, что при сопоставлении их обеих оказывалось, что Первой Заповеди соответствовала Шестая, Второй — Седьмая и т. д.
Данное сопоставление этих заповедей мы и рассмотрим и увидим их духовное родство между собой.
Десять Заповедей на скрижалях подобны пальцам на руках — на каж-
дой по пять. И если на первой скрижали начертаны слова, определяю-
щие отношения между человеком и Богом, то на второй — те установления, которые приводят в гармонию отношения между людьми.
Первая заповедь:
…Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из
дома рабства. (Исх. 20, 2)
Первой Заповеди соответствует Заповедь Шестая, открывающая собой текст второй скрижали:
Не убивай. (Исх. 20, 13)
Так почему же Первой Заповеди, провозглашающей единство Божье,
соответствует Шестая (первая на второй скрижали): «Не убивай»? А потому, что каждый, уразумевший и принявший смысл Первой Заповеди «Я Господь, Бог твой…», прежде всего не может и не должен убивать другого человека. Он должен чтить образ Божий именно в человеке, который и сотворен по этому образу (Быт. 1, 26; 9, 6). Поэтому заповедь «Я Господь, Бог твой…» подразумевает и такое истолкование: «Я Тот, Кто дал жизнь как тебе, так и ближнему твоему».
Продолжим чтение Второй Заповеди:
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня, И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исх. 20, 4–6)
Второй Заповеди соответствует Седьмая, начертанная на второй скрижали:
Не прелюбодействуй. (Исх. 20, 14)
Прелюбодеянием в Библии называется взаимно-добровольная связь
мужчины с замужней женщиной (или с обрученной) (см. Лев. 20, 10; Втор.
22, 23–27). Этой заповедью запрещается нарушать супружеские права
другого человека, разрушать целостность его брака. Соответственно уклонение от Бога к идолам во многих местах Священного Писания, особенно у пророков, сравнивается с прелюбодеянием. В таких случаях народ Божий представляется в виде неверной жены, оставляющей Мужа юности своей, Которому она обязана жизнью, пропитанием и изобилием, и идущей за чужими — «любовниками», которые не в силах принести ей ни блага, ни мира, ни тем более спасения (Иер. 2, 1–6 и 32–37; 3, 1–12; Ос. 2, 2–16 и др.). Душа идолопоклонника «прелюбодействует» с идолами, с началами немощными, вещественными, ничтожными, забывая единого Возлюбленного своего — Бога. Поэтому заповеди «Не делай себе кумира…» и «Не прелюбодействуй» находятся рядом.
Что же предписывает Третья Заповедь?
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (Исх. 20, 7)
И этой Третьей Заповеди соответствует Восьмая, начертанная на второй
скрижали:
Не кради. (Исх. 20, 15)
На уровне чисто земном тот, кто клянется именем Божьим во лжи,
делает это чаще всего для того, чтобы присвоить чужую собственность.
А каков же сокровенный смысл сопоставления двух названных запове-
дей? Тот, кто произносит имя Божье напрасно, как бы совершает «кражу» на самом высшем духовном уровне: он как бы «низводит имя Божье
с высоты», прилагая его к чему-то недостойному. Он ложь подтверждает
высшей правдой — самим именем Божьим, иначе говоря «крадет». И Тора
говорит, что «…Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Это наказание осуществляется прежде всего самим же человеком, нарушающим заповедь: он оскверняется, делается недостойным, лишается наивысшего — своей связи с Создателем.
И в ближайшей связи с Третьей находится Четвертая Заповедь, тоже
касающаяся освящения человека, на сей раз во времени. В ней оговари-
ваются некоторые условия общения человека с его Создателем:
Помни день субботний, чтобы святить его;
Шесть дней работай и делай всякие дела твои,
А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих;
Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них,
а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. (Исх. 20, 8–11)
И не случайно Четвертой Заповеди соответствует Заповедь Девятая на второй скрижали:
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Исх. 20, 16)
Кроме буквального смысла, чрезвычайно важного для каждого общества в любую эпоху, Девятая Заповедь имеет и смысл скрытый, проявляющийся при сопоставлении ее с Заповедью Четвертой. Истинное свидетельство о Боге — соблюдение предписанного Им субботнего покоя. А ложное свидетельство — его отмена или нарушение. В то же время празднование
Субботы и «ангельская» жизнь в этот день, изъятый из-под власти забот и суеты, призваны очищать сердце от лжи, приучать к справедливости, истине и милосердию. Так человек учится любить ближнего, как самого себя, и свидетельствовать о нем и ему только истину.
Пятая Заповедь:
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. (Исх. 20, 12)
А почему же данная заповедь начертана не на второй скрижали, а на
первой, где перечислены обязанности человека по отношению к Богу?
Ведь обязанности по отношению к ближним записаны на второй скрижали? Однако отец и мать не являются только лишь ближними. Они находятся в каком-то смысле в положении «между Богом и ближними». Они — как бы «посредники Божьи» в сотворении человеческого тела и «устроении» его души, «земные творцы» человека, предназначенные к этому самим Богом. Какими бы они ни были по своим душевным, духовным или моральным качествам, рожденный ими обязан почитать их.
Пятой Заповеди соответствует Десятая, записанная на второй скрижали:
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Исх. 20, 17)
В семье, соблюдающей Пятую Заповедь, скорее всего будет соблюдаться и Заповедь Десятая. Человек, почитающий отца и мать, будет благодарен Богу, Который предопределил его духу облечься в плоть именно в этой семье. Такой человек станет ценить свое и не желать чужого. А дети, непослушные и непокорные родителям, когда вырастут, возжелают овладеть чужим добром. Чтобы научиться исполнять Десятую Заповедь, нужно быть довольным своим уделом, в том числе своей семьей, родителями, которых дал нам Бог для исправления и возрастания духовного, ибо Ему ведомо, в какие условия поместить тот или другой человеческий дух.
Атеисты и материалисты пытаются доказать, что заповеди представ-
ляют собой нечто устарелое, архаично сформулированное и несущественное для нашей эпохи. Однако, чем внимательнее человек всматривается в их суть, тем отчетливее он осознаëт их непреходящее значение, притом осознаëт даже не на высоком, мистическом, уровне, а на обычном — социальном и психологическом. Попытаемся, например, представить себе, что бы произошло, если люди вдруг договорились между собою исполнять… даже не все Десять Заповедей, а единственную, например, Шестую: «Не убивай». Мы бы прогуливались в самых опасных местах, не боясь быть убитыми. Исчезли бы убийства, а так же самоубийства, которые тоже запрещаются этой заповедью. Исчезли бы навсегда войны, уносящие неисчислимое число жизней. Наконец, исчезли бы армии, требующие на свое содержа ние львиной доли национального дохода государств. И средства, растрачиваемые на производство орудий убийства, были бы направлены на пропитание всех, умирающих на Земле от голода… Ибо заповедь «Не убий» требует, конечно же, и не сидеть сложа руки, глядя на умирающих от голода! Исчезли бы не только голодающие, но и бедные. Люди, встречая друг друга, уже не боялись бы не только убийства, но и ненависти, которая к нему ведет, и это стало бы основой совершенно иных отношений между ними. Жизнь на земле превратилась бы в «без пяти минут рай» в результате исполнения только одной-единственной заповеди.
Из приведенного примера мы заключаем, что заповеди не только
не «устарели», но даже еще не осознаны человечеством в полной мере! Не только очистится, возвысится, одухотворится все человечество, но и воистину наступит Царство Божье на земле, если все люди согласятся исполнять эти заповеди.
Понравилась статья, ставь лайк и подпишись на канал!