Уровень спойлеров: средний | Рейтинг: 3/5 | 18+
Прямолинейный боевик о спасении американскими военными российского президента от госпереворота, который в нынешних обстоятельствах смотрится не столько милитаристской клюквой, сколько актуальным посланием о дружбе народов.
Где-то в Баренцевом море пропадает американская подводная лодка, столкнувшаяся с российской в прямой схватке. Казалось бы это уже могло привести к открытому конфликту, но нет. Эти события приводят к тому, что капитан второй подводной лодки Джо Гласс (Джерард Батлер), отправленный к месту крушения, обнаруживает заговор в высших российских эшелонах власти. Министр обороны Дуров (Михаил Горевой) свергает президента РФ Закарина (привет Александру Дьяченко из “Брата 2”), мотивируя свой поступок нежеланием мириться с проявлениями западного либерализма в родной стране и в целом риторикой, напоминающей речи Жириновского. Американское же руководство в это время, выбирая из двух зол меньшее, решает спасти Закарина, потому что пусть он и захватил Крым, но по крайней мере хотя бы идёт на дипломатический контакт.
Здесь конечно нужно сделать очень глубокий вдох, чтобы не рассмеяться. Потому что выпускать фильмы в 2018 году кажется форменным безумием: отсутствие каких-либо эмоций у героев, прямая, как форма субмарины, фабула и явные ошибки в русских надписях при наличии русскоговорящих актёров. С другой стороны явную клюквенность можно списать на второсортную книгу-первоисточник Джорджа Уоллеса и Дона Кита “Точка обстрела”.
Случайно так совпало или нет, но в России уже не первый год некоторые политологи рассуждают о возможном преемнике президента, которым вполне вероятно может стать министр обороны. Так что выход фильма выглядит вполне закономерно, особенно если учесть с какой яростью госканалы обрушивают свои репортажи на американцев. Тогда уже клюква “Хантер Киллер” смотрится совсем иначе: не как история о бравых американских военных, которые спасают президента РФ, а как в первую очередь история о дружбе и взаимопонимании. Тем более, что Закарина спасают не только американские пехотинцы, но и его непотопляемый телохранитель Олег (Юрий Колокольников).
Несмотря на обилие подобного рода фильмов в этом году (“Красный воробей” с Дженнифер Лоуренс, “Профессионал” с Киану Ривзом), “Хантер Киллер” выглядит весьма динамично, а в свои лучшие моменты так вообще напоминает экранизацию видеоигры “Call of Duty”. Персонажи обоих произведений напрочь лишены каких-либо эмоций, кроме повышенной любви к Родине и выкрученного на максимум чувства самопожертвования. С другой стороны, это военный переворот и особо тут некогда рефлексировать. Хотя справедливости ради, кроме смеха в некоторых сценах, по большей части испытываешь чувство гордости. Особенно приятно видеть, как капитан российской подводной лодки Андропов (последняя роль шведа Микаэля Нюквиста) помогает своему коллеге Глассу пересечь заполненные минами воды порта дислокации мятежного министра обороны где-то под Мурманском. Любопытно, что Нюквист успел сняться и в биографической ленте о трагедии с “Курсом”.
Но если с тем же “Курсом” создатели побоялись вводить какие-либо упоминания президента в свой фильм, то создатели “Хантер Киллера” нещадно проезжаются по его последним “заслугам” в виде Крыма и общей отчуждённости по отношению ко всему остальному миру. При этом здесь нет ни одной сцены высмеивания, да и вообще как таковых шуток в сторону кого-то из глав государств. Ещё бы, ведь если бы режиссёр немного убавил серьёзности, то лента стала бы больше похожа на “Смерть Сталина”. Хорошо это или плохо мы уже не узнаем, но то, что получилось сейчас смотрится как минимум динамично, а кое-где даже искренне. Например, в сцене противостояния российского противолодочного корабля и подводной лодки с главным героем и российским президентом на борту.
“Хантер Киллер” сложно назвать типичной клюквой. Здесь русские не пытаются пить водку при каждом удобном случае, но и сложно сдерживать смех, когда смотришь на русские надписи с ошибками или например на сцены в российском командном центре, последняя уборка в котором похоже была ещё до развала СССР. С другой стороны смотреть за похождениями русско-американской спасательной команды нескучно, благо что создатели поместили действие не только в узкие рамки подводной лодки перед лицом Джерарда Батлера, но и в лесах под Мурманском вместе с отрядом спецназа, и в американском командном центре. Что делает из фильма вполне сносный боевик с актуальным миротворческим подтекстом, альтернативным тому, что можно увидеть по федеральным каналам. И это не может не радовать тех, кто пойдёт в кино.
Как оказалось, в фильмах, где фигурируют субмарины зачастую происходит противостояние американцев с русскими. Что выглядит вполне логичным, ведь по сути только две сверхдержавы производят подводные лодки. Где-то противостояние с русскими выглядит чересчур похожим на клювку, а где-то американские постановщики решаются показать трагедию глазами русских офицеров. Я бы хотел посоветовать ещё три похожих фильма, где в центре сюжета находится образ подводной лодки:
- “Охота за “Красным Октябрём””, Джон МакТирнан (1990). Шон Коннери играет прославленного советского капитана новейшей подводной лодки, который по каким-то причинам сменил курс и возможно готов сдать субмарину в руки американцев. Фильм снят по роману Тома Клэнси, известного в США своими остросюжетными геополитическими триллерами и в частности персонажем Джека Райана, которого здесь играет Алек Болдуин. “Охота” смотрится динамично и является типичной для своего времени, демонстрируя страх перед так ядерной угрозой от СССР.
- “Багровый прилив”, Тони Скотт (1995). Ещё одна лента о противостоянии русских и американцев. Действие происходит по большей части на американской подлодке, несущей ядерные заряды к побережью СССР, где после развала власть пытаются захватить чеченские сепаратисты (!!!). Капитан субмарины готов выполнить приказ руководства и нанести превентивный удар, но новенький старший помощник (Дэнзел Вашингтон) не даёт своего разрешения и предлагает связаться со штабом ещё раз. Так начинается противостояние внутри экипажа, в чьих руках находится судьба мира.
- “К-19”, Кэтрин Бигелоу (2002). Фильм, основанный на реальный событиях, а именно на крупной аварии на первой атомной подводной лодке “К-19”. Капитан Алексей Востриков (Харрисон Форд) демонстрирует фирменный русский героизм и до последнего борется за свой экипаж в условиях практически разваливающейся субмарины. Серьёзная лента, в которой нет картонных русских, а есть живые персонажи. Поэтому фильм несколько выбивается из ряда предыдущих рекомендаций, что делает его не менее рекомендуемым к просмотру.