Найти тему
Finfront

Болсонаро — бразильский Трамп

На выборах президента Бразилии победил правый популист Жаир Болсонаро, который быстро набрал огромную популярность и победил своего соперника Фернандо Хаддада, представителя левой Рабочей партии, которая правила Бразилией 13 из последних 15 лет:

https://www.cnbc.com/2018/10/28/far-right-candidate-jair-bolsonaro-heading-for-victory-in-brazils-presidential-election-exit-polls.html

Хаддад на этих выборах играл сыграл роль кандидата-дублёра экс-президента Лулы да Силвы, который сейчас отбывает срок за коррупцию. У Лулы были неплохие шансы выиграть выборы, однако бразильский суд отказался выпускать его из тюрьмы:

http://finfront.ru/2018/07/09/free-lula/

По результатам подсчёта 96% бюллетеней, Болсонаро набрал во втором туре 55.5% голосов, и был объявлен победителем. Похоже, что экономический кризис и разочарование в левой власти довели бразильских избирателей до такой степени отчаяния, что они закрыли глаза на сомнительную репутацию «радикально правого» кандидата.

63-летний Болсонаро семь раз избирался депутатом в Национальный конгресс Бразилии. Во многом его можно сравнить с российским политиком Владимиром Жириновским. Также можно провести параллель с президентом США Дональдом Трампом, который во время своей избирательной кампании опирался на правый популизм (хотя впоследствии был вынужден дистанцироваться от своих радикально-правых сторонников).

Бывший военный, Болсонаро известен своим позитивным отношением к военной диктатуре 1964-1985 годов, когда власть в Бразилии захватила хунта, а президенты были её ставленниками. Это был период национализма и антикоммунизма, подавления оппозиции и свободы слова. Болсонаро даже не постеснялся открыто высказаться в защиту жестоких методов хунты, включая пытки, применявшиеся к левым активистам.

США, несмотря на свои «демократические ценности», поддервали бразильских диктаторов полвека назад, а сейчас они, разумеется, поддерживают Болсонаро.

Многие бразильцы опасаются, что новый президент пойдёт по стопам своих идеологических предшественников, и Бразилию вновь ожидает диктатура. «Болсонаро — это слом демократии, это угроза демократии, потому что он настроен авторитарно», — заявил 21-летний студент, голосовавший за соперников Болсонаро.

Станет ли победитель диктатором, пока судить рано. По его собственным словам, Болсонаро намерен «развернуть внешнюю политику» Бразилии на «более продвинутые страны, которые могут предложить торговые и технологические выгоды». Также избранный президент собирается реформировать финансовую сферу, снизив дефицит бюджета, уменьшив государственный долг и повысив базовые ставки.

Болсонаро намерен очистить страну от криминала, разрешив полиции свободно отстреливать преступников, а также, — здесь есть противоречие, — упростив покупку оружия для населения, чтобы было чем защищаться от бандитов.

Итак, ещё один «радикальный популист» победил, несмотря на то, что истеблишмент и СМИ выступили против него (даже в западных СМИ было много материалов против Болсонаро).

Для Бразилии, возможно, это далеко не самый худший вариант. Экономический популизм представляет собой определённую опасность — но, по крайней мере, в случае Болсонаро это правый, а не левый популизм, который, скорее всего, довёл бы Бразилию до состояния «большой Венесуэлы»:

http://finfront.ru/2018/05/30/brazil-risks-to-become-venezuela/

Для России — это и риск, и возможность. Риск — если новый бразильский президент захочет активно способствовать свержению Мадуро, для того чтобы выслужиться перед США.

Возможность — если новый президент захочет поправить дела в экономике за счёт повышения доходов от продажи нефти. Тогда ему прямая дорога в сделку ОПЕК+Россия, но США от такого шага будут просто в бешенстве.