В наше время очень много различных пирамид и случаев мошенничества. И многие люди с низким уровнем финансовой грамотности, не стремящиеся его повышать, попадают в эти сети и теряют все свои деньги.
В нашем курсе по финансовой грамотности я на примере показал такой анализ, и мы рассмотрели две наиболее популярные в настоящий момент компании.
На какие 2 фактора тут нужно обращать внимание:
1) доходность,
2) бизнес компании и его экономическая целесообразность.
Разберем более подробно эти 2 фактора.
Доходность.
При анализе доходности нужно ориентироваться на ключевую ставку Центробанка. Сейчас она равна 7,25%. Все, что выше ее в 2 раза, резко повышает риски. Поэтому требуется тщательная проработка вопроса о том, за счет чего получается такая доходность, какие есть риски.
Вы должны внимательно изучать компанию, ее учредителей, как она будет зарабатывать. Анализируйте риски этой деятельности, пока не найдете ответы на все свои вопросы и здравый смысл вам не подскажет, что это все реально. И потом на основе полученной информации принимать решение.
Если вам лень заниматься этой работой или не хотите в это вникать, то лучше тогда вообще не отдавать деньги в эту компанию, если вы, конечно, дорожите своими деньгами.
Более высокие доходности требуют больших знаний и анализа, а попытки этого избежать обычно приводят к большим потерям.
Бизнес компании и его экономическая целесообразность.
Вы должны внимательно изучить бизнес компании, на чем он строится, как зарабатывают, информацию о его маржинальности, затем нужно посмотреть конкурентов, как у них дела, узнать, какие у компании конкурентные преимущества и экономическая целесообразность ведения бизнеса.
В качестве примеру возьмем одну из недавних пирамид, которую уже окрестили пирамидой 10-летия. В ней по неофициальным данным было потеряно около 500 млн рублей.
Это компания SAS (Sales American Store)
Она появилась в 2013 года.
Бизнес компании основывался на том, что она продавала телефоны, планшеты, ноутбуки известных марок по ценам гораздо ниже, чем у конкурентов.
При этом там было две цены: одна, если вы хотели приобрести сразу, она не отличалась от цены конкурентов, и другая, гораздо ниже – на 20-30%, но, чтобы товар получить по этой стоимости, вам нужно было внести 100%-ную предоплату и подождать 2-4 недели.
Никто особо не задавался вопросом, за счет чего фирма может обеспечить такую скидку и почему конкуренты не могут сделать так же… Таких дешевых цен не было ни в России, ни в Америке, ни в Гонконге.
Шла массовая реклама в соцсетях (только во ВКонтакте группа насчитывала до 150 тыс. человек), в московском метро, их рекламировали даже звезды (Ксения Бородина).
По стране открылось больше 10-ти офисов. Люди покупали и получали свои телефоны, планшеты, ноутбуки с большой скидкой, было очень много отзывов, что все работает, все честно и для всех это был главный аргумент.
А если бы компания не выдавала телефоны, то покупал бы у неё хоть кто-то, смогла бы она получить такое доверие и 500 млн рублей…. Подумайте над этими вопросами.
Потом наступил октябрь 2014 года и выход нового iPhone 6. Компания стала собирать предзаказы на новый айфон, и тут люди начали заказывать целые партии, а многие из них еще и для перепродажи.
После этого организаторы мошеннической схемы, собрав с покупателей предоплату за новые смартфоны, скрылись, закрыв сайт и группу поддержки ВКонтакте.
Никто вдумчиво не оценивал экономическую целесообразность этого бизнеса для компании, было достаточно этого рассказа: «Мы – сервис по доставке товаров из-за рубежа! Выкупаем для вас за рубежом операторский iPhone в магазине Apple Store, разблокируем его без вскрытия упаковки и телефона по IMEI-коду и отправляем в Россию. Так получается самая выгодная цена. Телефон после разблокировки работает со всеми операторами России, без проблем обновляется ПО, он абсолютно идентичен телефонам, которые продаются в магазинах на территории России».
Люди верили на слово и смотрели на отзывы, а компания, заработав на отзывах хорошую репутацию, потом просто всех кинула и закрылась…
Поэтому будьте особо внимательны и вдумчиво анализируйте компании, куда вы относите свои деньги. И не стоит доверять отзывам, если здравый смысл говорит о другом.